Далеко не всегда успешные серии обзаводятся качественными продолжениями. Можно вспомнить немало примеров, в которых, казалось бы, легендарная серия получала довольно посредственное, а то и вообще отвратное продолжение. То же самое случилось и с серией Call of Juarez - это в стиле вестерна навел довольно много шуму. Первая часть была крайне интересна всеми своими особенностями - вплоть до ковбойских перестрелок и управления индейцем. Затем последовала предыстория в виде продолжения, которое стало просто невероятно успешным. Судя по всему, слава затмила разум разработчиков, которые выпустили третью часть, обставленную уже в современное время, попытавшись соединить вестерн с модерн-шутером. Эта часть оказалась полнейшим провалом - она не просто не предложила ничего толкового геймерам, она умудрилась втоптать в грязь все предыдущие достижения и преимущества проекта, за уши вытащив на поверхность все его тщательно скрытые до этого минусы. В общем, это была просто отвратительная игра, после выхода которой даже самые верные фанаты похоронили серию. Как оказалось, зря. Разработчики не сдались и сделали четвертую часть, под названием Call of Juarez: Gunslinger, обзор которой вы и читаете. Но заявление о выходе нового эпизода не воодушевило фанатов - они заранее посчитали, что проект будет таким же провальным, как и последняя часть. Что ж, они ошибались. Конечно, новый эпизод не столь хорош, как второй, и не так инновационен, как первый, но все же вам стоит обратить внимание на игру Call of Juarez: Gunslinger - обзор постарается убедить вас в этом, продемонстрировав вам как сильные, так и слабые ее стороны.

Вступление

Итак, с чего же начинается игра Call of Juarez: Gunslinger? Обзор точно должен отметить, что проект уже с самого начала выглядит гораздо более многообещающим, чем предыдущий эпизод. Дело в том, что разработчики поняли свою ошибку и вернули обстановку девятнадцатого века, отказавшись от полицейских сирен, копов, мексиканских наркоторговцев и так далее. Итак, вы снова оказываетесь на Диком Западе, где ваш главный герой по имени Сайлас Гривз заходит в салун. Как оказывается, он является известным охотником за головами, его все знают и тут же начинают предлагать ему выпивку. Естественно, не просто так, а в обмен на рассказы о былых временах. Именно с этого момента и начинается повествование, которое будет представлять собой набор флэшбеков, рассказывающих историю Гривза. Это довольно интересный ход, однако реализация его немного подкачала - об этом более подробно будет рассказано позже. Сейчас же стоит взглянуть на различные аспекты игры Call of Juarez: Gunslinger - обзор должен охватывать все стороны проекта, чтобы читатели смогли составить наиболее объективное мнение о нем.

Сюжет

В игре Call of Juarez: Gunslinger прохождение представляет собой набор уровней, каждый из которых является одной из историй, рассказанных главным героем. Уровней на самом деле много, так что можно только догадываться о том, сколько же всего повидал в своей жизни ваш протагонист. Что же вы будете делать в ходе прохождения? В первую очередь стоит сказать, что главной темой этой игры является именно «охота за головами», то есть Гривз будет рассказывать о том, как он решил схватить или устранить того или иного человека, охотился за ним, ну а сама эта личность предстанет в качестве финального босса уровня. И победить его нужно будет, естественно, в ковбойской дуэли. Одним из самых замечательных моментов игры является тот факт, что большинство имен вам будет знакомо, если вы увлекаетесь историей тех времен, потому что игра буквально переполнена отсылами к настоящим личностям, а также к выдуманным персонажам из книг и фильмов. Это не может не радовать, потому что такой поворот значительно украшает в игре Call of Juarez: Gunslinger прохождение.

Развитие истории

Конечно, для Call of Juarez: Gunslinger коды существуют, и вы можете ими воспользоваться, однако нельзя сказать, что игра является сложной, так что вы, вероятнее всего, справитесь с процессом и самостоятельно. Если же вам кажется, что подобное развитие сюжета заставит вас скучать, то вы ошибаетесь. Конечно, набор не связанных между собой уровней не является манящей перспективой для любителей сюжетных перипетий, однако здесь имеется своя изюминка, на которую обязательно стоит обратить внимание. Эта изюминка - сам главный персонаж, который и является рассказчиком повествования. Он постоянно язвительно шутит, причем объектами шуток становятся абсолютно все - и сам он во время приключений, и его нынешние слушатели, и предыдущие части игр, и многое другое. Но как только вам покажется, что шутки начинают надоедать, тон повествования изменится, и вы начнете узнавать, что же скрывается за плечами Гривза, а также как он связан с тем самым городком Хуарез, который объединял все предыдущие эпизоды серии. Как видите, вам не понадобятся в игре Call of Juarez: Gunslinger коды, так как время за ней пролетит незаметно.

Немного приукрашенная история

Однопользовательская игра позволяет разработчикам очень интересно играть с рамками происходящего. Все помнят чудесную игру под названием Bastion - там рассказчик сопровождал все действия, которые производил главный герой. Это создавало невероятную атмосферу. В данной игре разработчики решили поступить немного наоборот, и вам придется справляться со всем, что наплетет рассказчик. А загвоздка здесь в том, что старый Гривз - тот еще врун. В каждой истории, то есть в каждой миссии, которую вы будете проходить, имеется хоть немножко лжи, привирания и приукрашивания. И это лишь в нескольких миссиях - в большинстве случаев лжи там гораздо больше, чем правды. Иногда все доходит до абсурда, и рассказчик может врать до тех пор, пока вас не окружат двадцать апачей. Но затем один из слушателей поправит его, так как история была про ковбоев - и индейцы тут же растворятся в воздухе, а на их месте появятся ковбои. В общем, это довольно необычный и интересный ход, однако при этом все равно у игры остается ощущение недосказанности, некого излишка влияния рассказчика на происходящее. Однако стоит понимать, что это однопользовательская игра с набором уровней, не связанных между собой сюжетом - разработчикам нужен был прием, с помощью которого они бы смогли увлечь геймера, и они изобрели вот такой подход.

Ложка дегтя

Как уже было сказано ранее, этот сюжетный подход добавил несколько лишних баллов игре Call of Juarez: Gunslinger. Русская озвучка главного персонажа и всех других героев достаточно хороша, так что вы сможете получить удовольствие, играя в любую из версий. Но при этом вам стоит обратить внимание на то, что разработчики сами же и подпортили свое изобретение. На первый взгляд может показаться, что это невероятно увлекательный способ развития сюжета, и он таковым действительно является - до некоторого времени. А затем начинаются неприятные моменты, где рассказчик не позволяет вам более широко насладиться игровым процессом, а загоняет в жесткие рамки. Хотите дать бой индейцам? А рассказчик уже сообщает, что у вас кончились патроны, и вам нужно бежать. Хотите покинуть локацию? Вам нужно сначала убить одного человека, чтобы продолжить путешествие. В общем, местами это немного нервирует, так как такой шикарный ход был использован для создания очередного «коридора» - и это довольно обидно. Но, в принципе, не портит самой игры Call of Juarez: Gunslinger - русская озвучка местами пытается довершить дело, но в большинстве случаев она на высоте.

Ролевой элемент

В проекте Call of Juarez: Gunslinger механики игры из прошлых эпизодов практически не осталось - вы теперь играете исключительно за одного персонажа, который, однако, теперь может прокачиваться. Да, и до данной серии добралась мода на ролевой элемент в шутерах от первого лица. Конечно, здесь нет таких способностей, как в Bioshock или Borderlands - Дикий Запад все же не место для левитации, телекинеза и пиромании, - но все же вы можете сделать своего персонажа более узкоспециализированным. Умения разбиты на три древа - первое позволяет вам сделать бойца, который быстрее и точнее стреляет из револьверов прямо в бою, второе дает возможность обучиться владению дробовиками, оружием ближнего боя и рукопашным боем, ну а третье отвечает за дуэли, которые будут встречаться более чем часто. Очки опыта вы получаете за убийства противников, и чем более эффектно вы застрелили своего врага, тем больше очков вы получите. Игра Call of Juarez: Gunslinger дает вам большое количество возможностей для развития, однако нельзя сказать, чтобы они были крайне разнообразными.

Особые способности

В игре Call of Juarez: Gunslinger читы можно использовать, чтобы облегчить себе прохождение, но стоит помнить, что ваш персонаж уже является немного читером - благодаря своим особым способностям. Если вы играли во вторую часть серии, то должны помнить, что там было два персонажа - один из них был более жесткий, прямолинейный, хорош в ближнем бою, но плох в скрытности. Каждый из двух персонажей обладал своими особыми возможностями, и вы могли переключаться между ними, чтобы выжать из дуэта максимум. Теперь же у вас один герой, но он не является смесью двух предыдущих - он, скорее, больше похож на Рэя, того самого первого упомянутого персонажа, который брал брутальной силой. От него у вас имеется способность концентрации - это фирменный знак серии. Вы можете ненадолго замедлить время, и в ходе этого периода можете более прицельно отстрелять противников - крайне эффективно, если вас атакую большое количество врагов. Но это не все - у Гривза есть и собственное умение, которое называется предчувствие смерти. Когда в вас уже несколько раз попали, а следующий выстрел будет смертельным, время опять же замедляется, и вы получаете возможность увернуться от пули, которая бы вас похоронила. Это умение также является невероятно полезным в тяжелых ситуациях, и оно будет вас не раз спасать. В Call of Juarez: Gunslinger русификатор может быть разным, и это умение может получить различные названия, но когда вы его увидите в действии, то уже ни с чем его не спутаете.

Оружие

Если вы оказались тем несчастным человеком, кто сыграл в третью часть серии, то вы, вероятнее всего, заметили, что оружию там не уделили практически никакого внимания - разработчики решили сделать огромное количество видов вооружения, как в большинстве стандартных шутеров, не наделив их никакими качествами или отличиями. Результат получился крайне безликий. А вот стволы в Call of Juarez: Gunslinger - самородки. Каждый из них уникален, имеет собственные характеристики и выдающийся внешний вид, так что всю игру вы будете любоваться тем, чем именно вы вооружились, и это будет доставлять вам неподдельное удовольствие.

Краткость кампании

Казалось бы, истории, которые рассказывает главный герой, просто бесчисленны. Но и короткими их назвать нельзя. Однако в итоге получается не более десяти часов игрового процесса. Это не было бы проблемой, если бы у игры было что-то еще, но она больше не предлагает геймеру абсолютно ничего. Ни многопользовательского режима, о котором ходили слухи, ни открытого мира, ни бонусных персонажей или видов оружия. Это, естественно, разочаровывает, особенно с учетом того, что целостность и эффект, производимый кампанией, не являются сильными сторонами проекта.

Уровни и боссы

Нельзя не упомянуть еще и о том, как именно строятся уровни в игре - дело в том, что они на самом деле красивы и интересны, но где-то до середины. А затем начинается самое печальное - повторения одного и того же, просто в рамках разных историй. Вы будете оказываться в одинаковых ситуациях, у вас будет наскучившее окружение, и все это будет разбавляться только ехидным голосом рассказчика за кадром. Но вам это покажется чудом, когда вы дойдете до босса. Не до первого - первый еще может вас увлечь, а до второго или до третьего. И тогда вы поймете, что они все одинаковые. Процесс прохождение босса на каждом уровне практически никогда не отличается: сначала вы бегаете по укрытиям и ведете по нему шквальный огонь, укрываясь от его выстрелов (совершаемых чаще всего из пулемета), а когда доведете его здоровье до нужной точки, начнется дуэль. Вот и все, вы получили рецепт прохождения 90 процентов боссов в этом проекте.

Плюсы

Что можно отнести к преимуществам данной игры? Почему она хороша? Во-первых, стоит отметить возвращение к Дикому Западу и традициям шедевральной второй части серии. Это именно то, чего хотели геймеры, и очень жаль, что разработчики решили это дать им только после полного провала третьего эпизода. Во-вторых, в игре вы сможете обнаружить огромный культурный пласт, относящийся к тому времени - реальные персонажи, герои книг и известных на весь мир вестернов. Все это должно вас порадовать, если вы являетесь любителем такого творчества и той эпохи. Также невозможно забыть про главного героя, который исполняет роль рассказчика, и делает это очень интересным способом - можно даже сказать, что этот метод является уникальным.

Минусы

Но, как вы уже поняли, не обошлось и без недостатков. Первый и самый большой из них - это плоскость. Уровни повторяются, боссы одинаковы, локации практически не меняются, и все это начинает удручать, даже несмотря на старательные язвы со стороны рассказчика. Также и сам рассказчик печалит тем, что вместо использования огромного потенциала идеи, он, наоборот, загоняет игрока в рамки, не давая ему вдоволь насладиться геймплеем.

Системные требования

Начать стоит с того, что дата выхода игры Call of Juarez: Gunslinger - 2013 год, то есть уж относительно давно. Естественно, не стоит ожидать, что она пойдет на компьютерах десятилетней давности, но и требовать особо много явно не будет. Если говорить конкретно о дате выхода, то на всех платформах на центральных рынках, то есть в Европе, США, Японии и так далее, она появилась 22 мая, а вот с выходом в России произошла задержка, и русские геймеры смогли опробовать проект только 14 июня, то есть почти спустя месяц. Но пора уже посмотреть, какие конкретно у Call of Juarez: Gunslinger требования. К счастью многих геймеров, данный проект оказался универсальным в вопросе операционной системы - он запускается даже на Windows XP. Однако рекомендуется все же использовать для его запуска седьмую версию и выше. Процессор вам понадобится двухъядерный, с частотой не менее 2 ГГц, а еще лучше, если частота обоих ядер будет более 3 ГГц. Оперативной памяти хватит два гигабайта для минимальных настроек, но рекомендуется увеличить объем как минимум в два раза для комфортной игры. Ну а продвинутая видеокарта особо не нужна - вы сможете играть уже при 512 мегабайт видеопамяти, но, как и в других случаях, вам лучше обеспечить немного больше видеопамяти, хотя бы один гигабайт.

Был натуральным экспериментом: после двух вполне себе успешных игр, Techland, совместно с Ubisoft, решили перенести действия с Дикого Запада в наши дни. Эксперимент этот, мягко говоря, не удался. Даже я, как фанат серии, обошелся парой роликов на Youtube и забыл о "Картеле". Годом позже, обмозговав произошедшее компании анонсировали , который возвращал серию в родные края, да и вообще выглядел вполне себе достойным продолжением серии. Недавно игра таки дождалась российского релиза, нам прислали копию, и, собственно, вот.

Несмотря на то, что Call of Juarez: Gunslinger не продолжает историю о полюбившихся по первым частям героев, не считать игру частью серии нельзя. После провального Call of Juarez: The Cartel Ubisoft наверняка с опаской смотрели на данный франчайз, но все же решили попробовать удачу и не прогадали. Call of Juarez: Gunslinger распространяется через цифровые сервисы (а в России еще напечатали версию для PC), и является ответвлением, сохранившим все лучшее серии. Techland решились перейти на cell-shading, а вместо старых персонажей ставят во главу охотника за головами - то ли сумасшедшего, то ли спившегося Сайласа Гривза. Пестрая картинка, разливающаяся кровь, отличные перестрелки и незабываемые дуэли один на один - именно так можно описать Call of Juarez: Gunslinger в двух словах.


История охотника за головами довольно-таки проста: ты убил моих братьев, я убью тебя. И эту историю Сайлас рассказывает постояльцам салуна. Естественно, в дело вступает алкоголь, главный герой шутит, забывает факты, после чего "публика" поправляет его исходя из легенд, после чего тот выкручивается и все в таком духе. Алкоголь он такой, сами понимаете. Иногда дело доходит буквально до абсурда: после очередной перестрелки главный герой заявляет, что его будто бы "осенило", и он заметил проход, который изначально пропустил. На словах выглядит еще нормально, но на деле горы, окружающие протагониста, буквально раздвигаются и открывают путь вперед. Абсурдно, но обыграно на "ура" и подается в виде шутки. Постепенно "наш пьяница" рассказывает, как выслеживал звезд Дикого Запада - Джесси Джеймса, Билли Кида и еще много кого.

Игровой процесс не изменился ни на йоту. Это все те же перестрелки с включением замедления, "расстановкой хэдшотов" и мгновенными убийствами. Только на этот раз все это выглядит в разы лучше. Techland решили использовать сell-shading и попали в точку с данным стилем. В итоге игра как будто изменилась, похорошела, а от выстрелов в голову, сопровождающихся сочными брызгами крови, хочется хлопать в ладоши. В подсказках между уровнями нам говорят, что выстрел в голову - лучший способ свалить врага. В игре есть несколько видов противников, в основном это "обычные" и "толстые", которые способны выдержать намного больше выстрелов в грудь, чем их собратья. Тут-то и приходится к месту подсказка - "хэдшот" вырубает даже их. Изредка попадаются ребята с выломанными дверями в виде щитов. Но и их можно легко успокоить, пустив пулю сквозь дырку, которая находится на уровне котелка. Иногда игра прямо-таки обрушивает на героя пару десятков врагов на открытом пространстве. Несмотря на то, что на более высоких, чем "средний" уровнях сложности данные моменты вызывают много проблем, этим сценам радуешься даже на максимальной сложности. Все потому, что в игре действительно интересно стрелять. Здесь чувствуется, что в руках оружие, а не какой-то там бластер. В среднем на врага приходится один-два выстрела. Ну и огромную роль, опять же, играют брызги крови, которые делают всю картину... насыщенной что ли. Иногда игра предлагает сражение с типичным боссом - мужиком с миниганом/динамитом, который отсиживается в нескольких метрах. В основном это "клин клином", поблизости всегда будет лежать динамит. Но чаще всего в конце главы нас ждет поединок один на один. В них, как и в жизни, важна реакция и концентрация. Если первая выражается понятно чем, то с концентрацией немного сложнее. Изначально нам требуется держать взгляд на разгуливающим туда-сюда противнике, а немного после вдобавок к этому приходится двигать руку, чтобы та была ближе к револьверу. Первое время все это складывается в нашу смерть, но немного приноровившись вы будете ждать очередную дуэль. Есть, впрочем, и способ схитрить - когда сердце героя начнет биться чаще, можно не дожидаясь оппонента выхватить шестизарядник и выйти победителем.


Появилась и некая RPG-система. Игровой процесс разделяется на три стиля, каждый из них завязан на определенное оружие. Первый улучшает характеристики стрельбы с винтовки, второй с дробовика, а третий позволит взять в руки два револьвера, вместо одного. Кроме этого, в ветках присутствуют и другие способности, выбрав которые герой будет получать меньше повреждений, а в паре шагов от коллекционного предмета будет играть соответствующий звук. Все это завязано на опыт и его получение. В Call of Juarez: Gunslinger при убийстве врагов появляется комбо-счетчик. Чем выше счетчик, тем больше очков за убийство. Плюс от того, как вы убьете врага, зависит и количество полученных очков. То есть убивать в режиме концентрации, всадив пулю супостату в лоб, да еще и через ящик, очень и очень неплохое занятие для получения заветного опыта. Про режим концентрации я особо не упоминал, но в целом это простое замедление времени, включив которое все становится черно-белым, а враги подсвечиваются красным цветом.

В игре нет многопользовательского режима, но историей все дело не ограничивается. Вдобавок к ней здесь есть два простых режима: дуэли и игра на счет. В первом дается пять жизней, вторая ведется на счет. Комбо, виртуозные убийства и все дела. Мне всегда хотелось сказать "но и это еще не все". После прохождения игры открывается высшая сложность, а вместе с ней и режим Новая Игра+, в котором сохраняются все достижения предыдущего прохождения. То есть вернуться в Call of Juarez: Gunslinger будет приятно.

Call of Juarez: Gunslinger получился очень правильным. Ubisoft не прогадали с форматом, выпустив игру в цифровых сервисах, а разработчики не подвели с самой игрой. После провального "Картеля" надежды на какое-нибудь продолжение были мертвы, а вышло совсем наоборот - франчайз пополнили новой игрой, да еще и с выстрелом. Call of Juarez: Gunslinger - это как раз игра для тех, кто любит серию, любит тематику Дикого Запада, любит приятные перестрелки, и любит просто отдохнуть после тяжелого дня, сев за какую-нибудь игру. Не стоит ждать от нее каких-то открытий или переосмыслений жанра - это чистой воды аттракцион, который работает именно так, как должен.
впору было списывать цикл Call of Juarez в утиль - больно уж тщательно «Картель» вытащил на поверхность недостатки серии, утопив все без исключения ее достоинства. Многие поклонники заочно похоронили и Gunslinger , анонсы которой особой убедительностью не отличались, - и, как выяснилось, похоронили совершенно напрасно. Игра-то получилась совсем не плохая.

Молодость или опыт?

Никаких больше мексиканских наркокартелей, никаких «хороших полицейских, плохих полицейских» - Call of Juarez возвращается к классике. На дворе начало двадцатого века. Старый ковбой заходит в салун и представляется Сайласом Гривзом, известным охотником за головами. Завсегдатаи салуна тут же заваливают старика предложениями угостить его выпивкой в обмен на пару рассказов о ковбойской жизни - тут-то и начинается игра.

Каждый уровень игры - это одна из историй о бурной молодости Гривза. Первые пару часов его байки кажутся не просто невероятными, но и бессмысленными - старик «Казань брал, Астрахань брал», с самим Малышом Билли бегал и, разумеется, всех тогдашних знаменитых бандитов (от Старика Клэнтона до Бутча Кэссиди) лично ухлопал. Гривз охотится за бандитскими головами, сбегает из тюрьмы, охотится за головами, участвует в ковбойских дуэлях, охотится за головами, срывает ограбления поездов и банков, выслеживает беглых мстителей-индейцев, ну и, конечно, охотится за головами. От фамилий разной степени известности рябит в глазах, новые персонажи появляются каждые пятнадцать минут только для того, чтобы тут же умереть, а рассказы связаны друг с другом лишь общим главным героем.

Один неверный шаг - и придется начинать с контрольной точки. То есть метра два назад.

Тем не менее история от этого не становится скучной - ее вытаскивает язвительный юмор рассказчика, который откровенно издевается над штампами вестернов, над предыдущими играми серии, над собой и даже над слушателями. А как только эти шутки начнут приедаться, в баснях стрелка внезапно покажется и смысл, и общий сюжет. За непрерывным потоком иронии проступит мрачная история - разумеется, имеющая прямое отношение к золоту и маленькому городку под названием Хуарес. История, в которой вскроется, что привело Сайласа в салун и для чего он рассказывает свои байки.

Клянусь своей ковбойской шляпой!

Ковбойские дуэли стали сложнее, но интереснее. С помощью клавиатуры мы удерживаем руку у кобуры, чтобы выхватить оружие быстрее врага, а мышкой ловим противника «в фокус», чтобы точнее прицелиться.

Сказать, что Сайлас слегка привирает, - значит, основательно погрешить против истины. Дед заливает так, что барон Мюнхгаузен уважительно снял бы треуголку. А подкрепляет его вранье игровой процесс. Как в , только наоборот - там закадровый голос комментировал каждое наше действие, а тут мы делаем то, чем хвастается рассказчик. «И тут они меня окружили! Человек двадцать, не меньше! Подкрались незаметно - любимая тактика апачей!» - вещает Гривз, а на экране буквально из воздуха материализуются несколько десятков индейцев и начинают поливать нас шквальным огнем. «Погоди, дед! Какие, к черту, апачи? Ты же выслеживал банду Ковбоев?» - интересуется внимательный слушатель, пока мы лихорадочно мечемся по ущелью, пытаясь найти хоть какое-то укрытие от свистящих в воздухе пуль. «А я и не говорил, что это были апачи, - моментально «отмазывается» рассказчик, - я сказал, что Ковбои налетели на меня прямо как апачи!» - и индейцы растворяются в воздухе, а их место занимают бандиты в красных шарфах.

Пару раз за игру нам разрешат и самим пострелять из «Гатлинга», а не только побегать от вражеских пулеметчиков.

Не меньше половины игры занимает такое вот интерактивное вранье. Уровни меняются на наших глазах, потому что старик внезапно вспомнил о «красных кленах, радовавших глаз» или о лестнице, которую «убей не пойму, почему не замечал до этого». Иногда слушатели начинают спорить с рассказчиком - они выдают свои версии описываемых событий, а мы «проходим» вариант за вариантом. Иногда Гривз сам расписывает несколько вариантов того, как могли бы развиваться события.

Оригинальный, красивый и изящный способ загнать боевик в сюжетные рамки уровней. Но ситуацию портит то, что разработчики этим способом жестоко злоупотребляют. Не пристрелили последнего врага - Сайлас не вспомнит, как он выбрался из пещеры. Хотите повоевать - ан нет, Гривза как раз пробило на сообщить, что у него внезапно закончились патроны и что он бежал как подстреленный. В итоге прекрасный прием не разнообразит игровой процесс, а ограничивает его - что раздражает, и порой довольно сильно.

Один в поле

Концентрация - все еще лучший способ вырваться из окружения, уложив с десяток врагов за пару секунд.

Все свои приключения Гривз переживает в одиночку - прошли те времена, когда мы выбирали одного из двух (или трех) персонажей с разными навыками. Теперь персонаж один, зато навыки ему можно развить собственноручно, выбирая из трех веток - стрелка , ориентированного на быструю пальбу с двух рук, зверолова , специалиста по дробовикам и ближнему бою, и снайпера-рейнджера .

Набираем опыт, зарабатываем очки уровней, тратим их на навыки - все просто. Очки опыта, как и в , валом сыплются за разнообразные способы быстрого и красивого убийства врагов. К сожалению, самих способов тут не так уж и много - чай, ни телекинеза, ни высоких технологий на Диком Западе не водилось.

Разработчики разнообразили дуэли как могли. В этой, например, нам нужно уложить сразу двух противников - до того, как успеет выстрелить любой из них.

По части боевых возможностей Гривз напоминает своего предшественника - Рэя Макколла из . Он тоже ничего не понимает в скрытности, зато неплохо держит удар и умеет входить в хорошо знакомый ветеранам серии режим концентрации , в котором время замедляется, а враги подсвечиваются. Отметка на шкале пафоса в такие моменты достигает космических (точнее, космодесантных) величин.

А еще он умеет чувствовать смерть - в ситуации, где капитана Шепарда убило бы, для Сайласа Гривза время остановится, он четко увидит летящую в него смертельную пулю и получит возможность увернуться от нее. Мелочь, но неимоверно эффектная и время от времени спасающая от необходимости начинать с ближайшей контрольной точки. Впрочем, те здесь разбросаны настолько густо, что отсутствия обычных сохранений просто не замечаешь - точка ставится чуть ли не каждые десять секунд, перед каждой завалящей перестрелочкой, на каждом опасном мостике, на любой высокой крыше.

Зрелый - не значит старый

Большую часть боссов мы одолеем мано-а-мано в ковбойских дуэлях. Но с некоторыми придется повоевать по старинке.

На наше огромное счастье, Gunslinger не стал продолжать отвратительную тенденцию «сто стволов, все как один плоские, выглядят как пластиковые и стреляют одинаково», опробованную в «Картеле». Оружия тут, как и в «Узах крови», немного. Да что там «немного» - очень мало. Зато каждая винтовка, каждый револьвер уникальны - а уж до чего красивы! Словом, стрелять здесь - одно удовольствие.

Здесь много удовольствий, только длятся они недолго - прохождение кампании едва ли займет больше шести-семи часов, - а повторяются частенько. Например, эпизоды с «боссами», палящими по Гривзу из пулемета Гатлинга, успеют не просто надоесть, а буквально встать поперек горла - преодолевать дистанцию короткими перебежками от укрытия к укрытию, выжидая паузы во вражеском огне, забавно только первые пару раз. То же касается и ситуаций со «внезапно окруженным» на круглом пятачке земли Сайласом - первый раз из окружения вырываться весело, второй раз интересно, на третий уже скучновато, на десятый бесит.

Мы стоим на маленьком плато, а на возвышенностях вокруг нас толпятся враги. Такая сцена повторится за игру не меньше пяти раз.

Зато на разнообразие декораций пожаловаться грех - что ни уровень, то новая красота. Тут и прерии, и разноразмерные городки, и горные перевалы, и леса, и озера, и мосты над пропастями, и поезда на полном ходу. Разработчики учли опыт «Картеля» и вернули в локации самую капельку нелинейности - там развилка, сям ответвление. И хоть развилки очень скоро сольются в один путь, а ответвления скорее всего упрутся в надпись «вы отклоняетесь от истории!» с последующим возвращением на основную дорогу, ощущения запертости в невидимом коридоре нет.

Разрядив пистолет, Сайлас сдувает дымок со ствола, откидывает барабан, вытряхивает оттуда гильзы, быстро набивает барабан новыми патронами и иногда лихо прокручивает револьвер на пальце.

* * *

Разработчики вообще много где учли опыт «Картеля» и совершенно правильно решили еще раз так не делать. Gunslinger куда ближе к «Узам крови», и это одновременно хорошо и плохо. Хорошо потому, что «Узы крови»были отличной игрой. Плохо - потому что они были отличной игрой четыре года назад, а с тех пор успели появиться и Bulletstorm, и огромная дикозападная песочница .

С другой стороны, после выхода RDR толковыми вестернами нас больше не баловали - а в этом-то качестве Gunslinger показывает себя с лучшей стороны. Разве что конных погонь сюда не завезли - во всем остальном это прекрасная история стрелка и достойная глава в серии Call of Juarez.

Являясь четвёртой игрой серии Call Of Juarez, Gunslinger не связана . Это вестерн с сюжетом, основанным на преувеличенных воспоминаниях охотника за головами, ковбоя Сайласа Гривза (Silas Greaves), с видом от первого лица и на удивление скромным ценником в 399 рублей. Отправится ли эта игра гнить в яму или станет шерифом местного городка? Вот, что я думаю:

Как оказалось, линейные шутеры всё ещё способны найти путь к моему сердцу. Даже если это шутер с QTE. С контрольными точками вместо сохранений. Позволяющий носить с собой только два вида оружия. Я понял, что всё это не так уж и важно, если игра не забывает развлекать игрока. И Gunslinger не забывает.

Не волнуйтесь, если не играли в другие игры Call Of Juarez: для меня остаётся загадкой, что эти слова вообще делают в названии. У этой игры нет ничего общего с Южной Америкой, тут нет персонажей-мексиканцев, не говоря уже о том, что никакого Хуареса нет и в помине. Но это не важно – это игра про Дикий Запад, где вы проходите по воспоминаниям охотника за головами, в своих приключениях видавшего чуть не каждую значительную персону той эпохи.

И здесь становится очевидным, что не стоит верить всему, что он рассказывает (в этом заключена львиная доля удовольствия от всей игры). Гривз, теперь уже пожилой, травит свои байки пьяным мужикам в баре. Когда в своих историях он встречает, вступает в дуэли и, как правило, убивает самых легендарных преступников: Джесси Джеймса, Билли Кида, Бутча Кэссиди, Сандэнса Кида… вам всё становится ясно. Игровые миссии представляют собой подобные воспоминания, где вы исследуете относительно открытую местность, затем стреляете в лицо невероятному количеству людей, и чаще всего всё заканчивается дуэлью.

В данном случае всё довольно занятно благодаря двум факторам. Первый, и очевидно, самый важный – то, насколько хорошо всё сделано. Игра без капли высокомерия преподносит себя как тир с выскакивающими тут и там врагами. Небольшой выбор оружия окупается его мощью – в большинстве случаев всем хватает одного хедшота. Также у вас есть «Концентрация», позволяющая использовать сверхспособности для быстрой расправы над злодеями. Эти способности можно расширять, накапливая очки опыта и открывая новые навыки. Ко всему этому практически негде придраться.

Второй фактор – это умелое использование иронии. Многие игры, пародирующие свой жанр, по качеству даже близко не стоят с объектами насмешек. Или же злобно, язвительно указывают на основные недостатки, намеренно концентрируясь на них. Gunslinger не допускает подобных ошибок, но в то же время успешно подшучивает над некоторыми особенностями шутеров.

Например: шутер тем более увлекателен, чем больше в нём стрельбы. Но, чтобы сделать много стрельбы, приходится создавать невероятное количество врагов для одного человека. В Gunslinger это объясняется нелепыми преувеличениями в историях Гривза. Трое его слушателей по-разному реагируют на выдумки: один наивно восхищённо, другой цинично, третий возмущён откровенным бредом. Они постоянно вставляют свои комментарии по ходу игры.

Но это ещё не всё. Количество врагов подстраивается под россказни Гривза, когда он отвлекается от темы. Есть момент, когда игра будто зависает, и злодеи появляются один за другим в одном и том же месте. Потом Гривз опомнится и продолжит рассказ, вместе с этим пойдёт дальше и сама игра. Есть момент, когда рассказчик извиняется и отлучается в уборную, и игра зацикливается на последовательности, в которой совсем ничего не происходит. Сами по себе подобные сцены не несут в себе ничего увлекательного, но в данном контексте они воспринимаются на ура.

Этот подход применяется и иными способами. Например, когда собутыльники Гривза ловят его на очевидной лжи, игра меняется в соответствии с реальными фактами, на которых он сосредотачивается. Или когда непроходимые каньоны начинают меняться у вас на глазах, в них буквально ниоткуда появляются новые пути и лестницы, чтобы история смогла продолжиться. Иногда Гривз загоняет себя в совсем невозможную ситуацию и с определённого момента начинает рассказывать заново, вместе с этим картинка тоже отматывается назад, и вы продолжаете играть уже совсем по-другому.

Вдобавок ко всему, выглядит Gunslinger завораживающе. Это прекрасный образец того, насколько превосходное художественное исполнение важнее идеальных технологий. Стилистически игра напоминает Borderlands, только на новой версии движка Source. Окружение просто восхитительно, пейзажи захватывают дух, города проработаны до мелочей. Всё это выполнено на Chrome Engine 5, собственном движке Techland, который по качеству картинки уже может конкурировать с лучшими технологиями других компаний.

Среди этих роскошных локаций враги выглядят мультяшными персонажами, ярко раскрашенными и карикатурно анимированными. Выстрелы в голову сопровождаются обильными фонтанами ярко-красной кровищи, пули, свистящие вокруг вас, оставляют за собой длинные шлейфы. На фоне местной бесшабашности то, что иначе бы выглядело брутально жестоким, кажется вполне невинным, дополняясь грохочущим звуковым сопровождением.

Это странно, но основные недостатки игры заключаются в подаче сюжета – самой сильной её стороне. Миссии зачастую обрываются слишком внезапно, оставляя ощущение недосказанности и не давая почувствовать достижения какой-либо цели. Во многих случаях всё сводится к дуэлям, в которых нужно учитывать ряд факторов, показанных на экране, и проявлять стремительную реакцию. Всё здорово, но опять же – дуэль завершается, и история сразу несётся дальше, без какой-то внятной концовки.

Промежуточные ролики тоже «поражают» своим великолепием. Происходящее в баре выполнено в виде статичных, рисованных от руки картинок с наездами камеры. Они красивые, но игровой движок вполне может и сам выдать достойных персонажей, из-за этого ролики кажутся дешёвыми и сделанными наспех.

Впрочем, они не портят общих впечатлений, которые можно продлить повторным прохождением (уже со всеми приобретёнными навыками) и аркадным режимом, с более широкими возможностями набора очков, нежели просто цепочки убийств.

Мне понравилось время, проведённое с Gunslinger. Я всё равно ничего не ждал от игры, а теперь с теплом вспоминаю эти выходные. Конечно, я не перестаю задумываться, насколько бы всё было круто, если бы уровни были миссиями, разбросанными по открытому миру. Слишком глупо было делать открытую местность, где вам не дают пойти куда угодно – «Вы отдаляетесь от повествования» – это лишний раз напоминает о возможной свободе. Но даже при этих ограничениях игра остаётся одним из увлекательнейших шутеров, что я видел за свою взрослую жизнь. Немудрёная, но с оригинальными приёмами, не стесняющаяся быть усовершенствованным тиром, не превращающая вас в помощника компьютерного героя, что открывает двери вместо вас, она напоминает о том, чем должен являться этот жанр в первую очередь. И это уже само по себе выглядит чрезвычайно свежо. То, что она преподносит себя с таким щёгольством, с таким чувством юмора; посмеивается над жанром, при этом сумев не испортить его – как минимум, достойно похвалы.

Легенды и чахлого качества вступительный ролик утверждают, что в Хуаресе зарыты сокровища. Золото и драгоценности ацтеков ждут нового владельца в подземном Эльдорадо. Но за металл нынче готовы гибнуть разве что шаблонные злодеи с развесистыми усами. Поляки завлекают в свою игру совсем другими вещами. Дух Дикого Запада, напоминающий, что когда-то Клинт Иствуд (Clint Eastwood) был молодым, ковбои обитали не только на горбатых горах, а индейцы и слыхом не слыхивали о космических кораблях, — вот главное блюдо сегодняшнего меню.

Бигос 1 -вестерн

И правда, если отложить в сторону шляпы, лошадей и именные револьверы, то у Call of Juarez не останется ничего, кроме жанра. «Шутер» — короткое и очень точное определение. По крайней мере, в том, что касается одного из действующих лиц. Из преподобного Рэя вышел бы неплохой герой jRPG: мрачная физиономия, пафосные монологи, крупные скелеты в шкафу и уникальная способность валить толпы негодяев, одновременно зачитывая стихи из Библии (для этого даже отведена специальная кнопка). Святой отец решает все проблемы свинцом, включая открывание дверей, и не отвлекается на популярные добавки вроде разговоров с NPC или разучивания новых стоек для пистолетной дуэли. Прийти, выхватить верный кольт, оставить после себя гору продырявленных трупов и ускакать к заходящему солнцу — программа на 8 из 15 эпизодов игры. Лучших, надо сказать, эпизодов.

Билли Кэндл, выбирающийся на подмостки в остальное время, тоже нашел бы место в какой-нибудь Final Fantasy . Но если Рэй — типичный «крутой» персонаж второго плана, то его напарник — из породы вечно ноющих главных героев, у которых на лбу буквально написано слово «эмо». Однако, в отличие от своих японских собратьев, Уильям еще и совершенно неприспособлен к боевым действиям. В любой серьезной перестрелке пара пуль реалистично отправляет его к надписи «Game Over». Когда же подобное повторяется не один раз, а два, три или того больше, то в неравной схватке между дизайнерскими уловками и функцией «quick load» раньше всех обычно гибнет терпение игрока. Поэтому хрупкого паренька вывели из-под огня и послали ползать по кустам, пещерам и прочим темным углам. Заниматься «стелсом».

Впрочем, прятки получились неважнецкие. Отсутствие других задач, кроме как пролезть за спинами у глуховатой охраны из точки А в точку Б, в сочетании с кишкообразной архитектурой уровней сделало процесс столь тоскливым и предсказуемым, что впору скрежетать зубами. Отдых несчастной челюсти дают лишь несколько этапов, где нас отпускают на природу для скалолазания. Хоть вид от первого лица и не подходит таким упражнениям, долгожданное разнообразие и роскошные пейзажи позволяют снисходительно относиться к неудобствам.

Картина маслом

Графический движок Call of Juarez — это не Репин , это Левитан , и картины выжженных прерий у него выходят гораздо лучше постных ковбойских рож. Пыльный пограничный городишко, редкий лес на берегу реки, населенный мудрыми индейцами и удивительно тупыми кроликами, полуразрушенная церковь в лучах догорающего заката — кисть железного художника почти не дает осечек, удачно совмещая модные эффекты вроде вездесущего HDR и хороший вкус. Более того, красота не превращается в размытое пятно за три метра от нашего носа, на самых максимальных настойках бегает с приличной скоростью и… на поверку оказывается набором картонных декораций. Любителей запрыгнуть в седло и поскакать на поиски приключений очень быстро останавливают «непреодолимые» холмы и мгновенная смерть на дне очередной пропасти. Даже за отставание от намеченного графика предусмотрено битье таймером. Gun в свое время предлагала хотя бы иллюзию свободы, а тут остается только ехать прямо и наслаждаться музыкой.

Пока разноцветные пиксели атакуют глаза зрителей, в их уши вгрызается лучшая гитара по эту сторону Миссисипи. Композитор Techland честно отработал зарплату и премии года на два вперед, создав отличный, многогранный и «вестерновый» саундтрек. Он еще не посягает на трон Эннио Морриконе (Ennio Morricone) , но уже может состязаться с Клинтом Баякяном (Clint Bajakian) и его великолепными мелодиями к Outlaws . Те треки, что не порублены в десятисекундный салат, однозначно заслуживают отдельного прослушивания. Все файлы в формате OGG можно найти в одном из архивов игры.

Быстрые и мертвые

Сказав, что CoJ — обычный шутер, мы немного погрешили против истины. На самом деле это быстрый шутер. Там, где конкуренты спокойно преподносят экспозицию, распределяют по местам фигуры и готовят сложный эндшпиль, он сломя голову несется под гору, словно сорвавшийся с рельсов состав. Хотите вступление? У вас есть десять минут, пока злосчастный Билли не перейдет границу родного городка, а дальше — скорее, бегом! По крышам, переулкам, лесам и пещерам! Кадры пролетают перед глазами с первой космической скоростью. Вот мы выкуриваем бандитов из здешнего салуна, мгновением позже идем на штурм ограбленного поезда со снайперской винтовкой наперевес, еще через пять минут охотимся на ничего не подозревающих кроликов… И сразу же на горизонте возникает таинственный Хуарес, вместе со своими кладами и концовкой, на фоне такой бешеной динамики выглядящей сущим пшиком. И везде приходится стрелять, стрелять, стрелять (только почему-то не в мирных жителей, лошадей и — оцените масштаб политкорректности авторов — трупы)…

Мелкие подручные укладываются в братскую могилу с чувством и расстановкой. Ведь всякий раз, отправляя на тот свет очередного небритого мексиканца, с удовлетворением понимаешь, что именно от него пришлось полчаса прятаться в куче навоза, крадясь теми же самыми коридорами в облике Билли. Чтобы внести в побоище особую изюминку, пастор умеет стильно выхватывать револьверы, одним движением погружая мир в тягучий bullet-time (скоро надо будет специально отмечать проекты, где его не дают использовать), держать по «стволу» в каждой руке и расстреливать обойму за 5 секунд, вручную взводя курок. Впрочем, все навыки он показывает, лишь набивая свинцом безымянных мучачос. Главный символ ковбойских разборок — дуэли mano a mano на пустынных улицах — деградировали до уровня дешевой аркады. «Мышку вниз, мышку вверх, нажать на кнопку» — и вся наука, начисто лишающая поединки интереса. К счастью, битвы с боссами иногда подбрасывают более серьезных противников, на которых не жалко тратить время, патроны и… отличную озвучку. Многие актеры сыграли роли удачно, однако плохие парни получились особенно смачными.

Не Chrome

Call of Juarez — торжество формы над содержанием. Оригинальных задумок здесь едва наберется на проходной середнячок, но то, как они поданы, легко перевешивает нехватку количества или качества. Чтобы занять почти пустую нишу на рынке, ни к чему изобретать велосипед. Достаточно просто сделать хороший вестерн.