В будущей войне значительно возрастут темпы и размах операций, увеличатся потребности войск в материальных средствах, на путях сообщения могут возникнуть значительные разрушения и образоваться зоны заражения радиоактивными, отравляющими веществами и биологическими средствами.

В связи с этим изменились и условия выполнения воинских перевозок, подготовки и использования путей сообщения в интересах обороны страны. Поэтому развитие сети и подготовка постоянных устройств и переменных средств транспорта к воинским перевозкам проводится заблаговременно с учетом возможного характера военных действий.

Все это потребует от личного состава службы военных сообщений большого напряжения в работе, постоянного знания оперативной, тыловой и транспортной обстановки, умения в короткие сроки принимать необходимые решения, тесно взаимодействовать со всеми штабами, управлениями и отделами, участвующими в организации передвижения войск и обеспечения их материальными средствами.

Перед службой военных сообщений в современной организации стоят сложные и ответственные задачи.

Высокая боевая и мобилизационная готовность ВС РФ в современных условиях является важнейшим направлением деятельности всех звеньев руководства службой военных сообщений ВС РФ, основными задачами которых являются: планирование и управление воинскими перевозками, руководство подготовкой театра военных действий (ТВД) в транспортном отношении и использование видов транспорта в интересах Вооруженных Сил, как в мирное, так и в военное время.

Главной задачей строительства службы военных сообщений является приведение ее организационно-штатной структуры в соответствие с реформированием транспорта, задачами создания группировок войск и применения Вооруженных Сил в операциях или вооруженных конфликтах.

В основу замысла строительства службы военных сообщений положены принципы сохранения имеющегося боевого потенциала, преемственности ныне действующих и разработки более новых, прогрессивных форм и методов обеспечения войск в транспортном отношении с использованием АСУ.

Организация Вооруженных Сил РФ и управление железнодорожными, водными и воздушными путями сообщения в мирное и военное время определяют структуру службы военных сообщений (рис.8).

В соответствии с организационным построением и решаемыми задачами служба военных сообщений имеет центральные, окружные, флотские, линейные и полевые органы военных сообщений.

К центральным органам военных сообщений относится Управление военных сообщений Департамента транспортного обеспечения МО РФ (Управление ВОСО ДТО МО РФ).

В каждом военном округе, на флотах имеется служба военных сообщений , возглавляемая начальником службы (ЗО, ЗФлот соответственно). Начальник службы военных сообщений военного округа, флота, фронта, подчиняется заместителю командующего по тылу, а по вопросам организации воинских перевозок и подготовки транспорта к работе в военное время - начальнику Управления ВОСО ДТО МО РФ.


Помимо окружных и флотских органов военных сообщений, служба военных сообщений имеет сеть линейных органов ВОСО и разворачивает полевые органы ВОСО (фронтовые):

1. Территориальные управления военных сообщений на железнодорожном транспорте (Управление ВОСО). Возглавляет начальник военных сообщений территориального управления военных сообщений на железнодорожном транспорте (З).

2. Комендатура военных сообщений железнодорожного участка и станции (ЗКУ).

3. Комендатура военных сообщений железнодорожной станции (ЗК).

4. Комендатура военных сообщений распорядительной станции (ЗКРП).

5. Комендатура военных сообщений временного перегрузочного района (ЗКУВПР).

6. Служба военных сообщений фронта (З фронт).

7. Территориальные управления военных сообщений на воздушном транспорте (Звозд).

8. Комендатура военных сообщений аэропорта (ЗКА).

9. Управление военных сообщений на морском и речном бассейне (Змор, Звод).

10. Комендатура военных сообщений водного участка и порта (ЗКУ мор, ЗКУ вод).

11. Комендатура военных сообщений запасного морского перегрузочного района (ЗКУзмпр).

12. Представительства военных сообщений на ж.д. станциях и при аэропортах (ЗН).

В военное время, кроме того, развертываются номерные управления ВОСО и номерные комендатуры ВОСО.

Существующая структура службы военных сообщений, ее количественный и качественный состав позволяют выполнять задачи по перевозке войск большим темпом и материальных средств в больших объемах. Система управления воинскими перевозками, организационно-штатная структура службы показали свою жизнеспособность, надежность и устойчивость в любых условиях обстановки.

В связи с этим важное значение приобретает работа органов военных сообщений МОРФ. Их повседневная практическая деятельность должна быть направлена на своевременное выполнение задач по транспортному обеспечению войск, как в мирное, так и в военное время.

Управления ВОСО и комендатура ВОСО являются полномочными представителями Министерства обороны на видах транспорта (на железнодорожном, морском, речном и воздушном транспорте), органом военного управления, предназначенными для организации воинских перевозок на видах транспорта в пределах территориальной границы ответственности.

Организационная структура и штатный состав управлений ВОСО на морских (речных) бассейнах зависит от задач и объема работ, возлагаемых на них.

Они бывают 1, 2, 3-го разряда, которые, в свою очередь, имеют структурную индексацию, зависящую от установленных штатов. В управления ВОСО на бассейнах определенного индекса включены люди, техника, личное оружие, средства связи. Например, с 2011 года состав УВОСО на морском бассейне 2-го разряда определен штатом - 47/422. Согласно этому штату УВОСО на бассейнах могут быть развернуты в мирное время по двум индексам (51, 52), в военное время – по двум индексам (01-02).


Рис. 8. Организационная структура органов ВОСО ВС РФ


Согласно этому штату Управления ВОСО на бассейнах имеют следующий состав:

Командование (начальник военных сообщений на бассейне, заместитель начальника – 2 офицера);

Отделение воинских морских и речных перевозок (начальник отделения – 1 офицер, инженер (сменный) – 5 человек гражданского персонала);

Техническое отделение (начальник отделения – 1 офицер, ведущий инженер – 2 человека гражданского персонала, инженер – 3 человека гражданского персонала;

Отделение (отдел) проверки и акцепта счетов за воинские перевозки (начальник отделения – 1 человек гражданского персонала, ведущий экономист – 1 человек гражданского персонала, экономист – 1 человек гражданского персонала);

Секретная часть (два человека гражданского персонала);

Автомобиль легковой (один человек гражданского персонала).

Всего 4 офицера и 16 человек гражданского персонала.

Начальники ВОСО на морских (речных) бассейнах непосредственно подчинены начальникам служб ВОСО флотов (военных округов), а по специальным вопросам - начальнику Управления ВОСО ДТО МО РФ.

Начальникам ВОСО на морских (речных) бассейнах непосредственно подчинены военные коменданты водных участков и портов.

Представительства военных сообщений на железнодорожных станциях, в аэропортах имеют по штатам только гражданский персонал.

К основным задачам службы военных сообщений в целом относится:

Изучение сети железных дорог, морских, речных и воздушных путей сообщения и определение возможностей их использования для воинских перевозок в тылу страны и на театрах военных действий;

Разработка мероприятий по развитию и подготовке железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта в интересах обороны страны и контроль за их выполнением;

Организация воинских перевозок и управление ими на этих видах транспорта в мирное время;

Обеспечение взаимодействия военного командования с транспортными организациями соответствующих министерств;

Разработка требований по подготовке и использованию транспорта в военных целях, осуществление контроля за их выполнением;

Обучение войск перевозкам различными видами транспорта;

Проверка правильности использования воинских перевозочных документов и денежных средств, выделенных воинским частям на транспортные расходы.

Для успешного выполнения широкого комплекса задач, стоящих перед службой военных сообщений, требуется постоянное и самое тесное взаимодействие ее с органами транспорта, штабами войск, тыловыми соединениями, частями и учреждениями ВС РФ.

Чтобы правильно оценить возможности транспорта, грамотно осуществлять его заблаговременную подготовку к непрерывной работе в условиях ракетно-ядерной войны, организовать устойчивое управление воинскими перевозками и взаимодействие по этим вопросам с командованием и транспортными ведомствами, а также решать возложенные задачи офицерам военных сообщений всегда необходимо быть на уровне последних достижений, российской военной и транспортной науки и техники, изучать особенности театров военных действий, разбираться в вопросах оперативного искусства и тылового обеспечения войск.

Подготовка специалистов военных сообщений с высшим образованием осуществляется на кафедре военных сообщений Военной академии тыла и транспорта им. генерала армии А.В. Хрулева (ВАТТ) и в Военно-транспортном институте ЖДВ и ВОСО (г. Санкт-Петербург).

Кроме того, комплектование линейных органов ВОСО офицерами может осуществляться за счет призыва на военную службу по контракту офицеров запаса, прошедших обучение по программе военной подготовки на факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального по ВУС 260100.

В сложившейся ситуации важнейшей задачей Управление ВОСО ДТО МО РФ, окружных и линейных органов в настоящее время представляется выработка и проведение в жизнь единой межгосударственной военно-транспортной политики, имея ввиду единую концепцию по подготовке видов транспорта, её финансированию и комплексному использованию транспортной системы для воинских перевозок в интересах ВС РФ.

Переход экономики на рыночные отношения, осуществление коммерческой деятельности в ВС РФ диктует необходимость разработки нормативных документов по эффективному использованию транспортного рынка, рациональному использованию денежных и транспортных средств при выполнении воинских перевозок.

А. Ермолин ― Добрый вечер всем, кто нас слушает, в эфире очередной выпуск программы «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня Дмитрий Владимирович Мартыненко, начальник службы военных сообщений Минобороны РФ. Я правильно поставил ударение?

Д. Мартыненко ― Пойдет, пойдет, да.

А. Ермолин ― Здравствуйте, Дмитрий Владимирович.

Д. Мартыненко ― Добрый вечер.

А. Ермолин ― Честно говоря, вот для меня, как профессионального военного, название такое необычное: «Служба военных сообщений». Что-то поменялось за 23 года, как я снял погоны, похоже.

Д. Мартыненко ― Ну я надеюсь, что когда вы были военнослужащим, вы пользовались услугами транспорта. И если вы этим пользовались, то наверное могли сталкиваться с этой службой. Она достаточно неприметная на первый взгляд, но располагаясь в основных транспортных узлах, в комендатурах, на вокзалах, в аэропортах, в меньшей степени в портах, она обеспечивает бесперебойное передвижение воинских пассажиров по путям сообщения. Если это касается грузовых перевозок, то в том числе и воинских эшелонов, транспортов по сети железных дорог, морским транспортом, ну и воздушным, в том числе.

А. Ермолин ― То есть, свои отпускные удостоверения, это вот как раз, вот я… Ну не вашим сотрудникам показывал, но если какие-то проблемы были, то вот на всех вокзалах… А это не комендатуры были, или там есть…

Д. Мартыненко ― Это комендатуры военных сообщений.

А. Ермолин ― А она входит в ваш сан, да?

Д. Мартыненко ― Конечно, да, да. Она включается, и в настоящее время такие организации, в составе службы военных сообщений имеются.

А. Ермолин ― А расскажите чуть поподробнее, какая вот история создания такой незаметной службы. Вы что, я никогда не обращал внимание. Ну, железнодорожные войска, там это как бы отдельная тема, да? Как я понимаю.

Д. Мартыненко ― Не будем затрагивать наших коллег, железнодорожные войска, поговорим наверное да, о службе военных сообщений. Ну, если говорить о ее рождении, да? То наверное прообразом той службы явилось утверждение Петром I, устава… Так называемого устава воинского, 716-го года, в который вводилась должность генерал-(неразборчиво), ну или по-простому обозного. В этом нормативном…

А. Ермолин ― Генерал лучше, чем обозный я думаю. (Неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Да, согласен. И в данном документе были обозначены задачи органа военного сообщения, были они лаконичные. Это организация перевозок воинского груза, личного состава. Вот если взять это за основу, да? Как перевозки современного этапа, да? То можно сказать, что и сегодня в наше время, да? Задачи практически не изменились, они те же самые, да? Такие же лаконичные организации перевозок воинских грузов, и воинских пассажиров.

А. Ермолин ― А что входит в понятие организации? То есть ну, по логике напрашивается, что вы контролируете прохождение (неразборчиво) так называемых (неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Организация – это да, это термин, который включает в себя и подготовку перевозки, и выполнение непосредственно этой перевозки, и контроль за перевозкой. Если в двух словах, вот так сказать раскрыть этот термин, да.

А. Ермолин ― Ну президент РФ дату праздничную назначил 18 июня, да? То есть, это такой, молодой праздник. А откуда сама дата появилась?

Д. Мартыненко ― Да, откуда дата. Ну, как вы правильно отметили, в прошлом году вышел указ президента РФ, в котором был установлен наш праздник. Ну, как вы понимаете, эта дата родилась не на пустом месте. Именно в этот день… Ну, это по новому стилю в этот день, а по старому 6 июня 1868 года, в соответствии с повелением государя императора Александра II, генерал-адъютантом Дмитрием Алексеевичем Милютиным был подписан приказ военного министра. Даже могу назвать его номер, 183-й, в котором был учрежден комитет по передвижению войск железными дорогами, и (неразборчиво), а так де аппарат заведующих передвижением войск на транспорте, и наблюдающих за отправлением войск. Вот такая история, да? И мы, в принципе наверное углубившись в архивы, вот эту дату обнаружили, и считаем, что действительно да, она может являться той датой, прообразом современных органов военного сообщения.

А. Ермолин ― А как вот устроена ваша служба, с точки зрения организации ежедневной деятельности? То есть, это вот… И как вы координируетесь кстати с гражданскими службами и ведомствами, которые тем же самым занимаются, но не в привязке к военным перемещениям.

Д. Мартыненко ― Ну наверное да, вот если посмотреть со стороны, ну кажется да, чем может заниматься служба военных сообщений. Есть транспорт, есть непосредственно структуры, которые занимаются перевозками и на железной дороге, и так называемые такие монстры, как федеральная пассажирская компания, российские железные дороги, Акционерное Общество. Но дело в том, что сам процесс организации воинских перевозок, да? Он чем должен быть вот в первую очередь приметен, да? Это тем, что первоочередность перевозок – раз, срочность этих перевозок, и своевременность. Вот эти три фактора, да? Которые играют важную роль, и являются наверное основополагающим в организации воинских перевозок, и должны… Конечно да, оговорюсь, достаточно большое количество нормативных документов, регламентирующих порядок организации воинских перевозок, начиная с законодательных актов, и заканчивая нормативными документами, приказами министра обороны, да? Но тем не менее, мы все живые люди, и поэтому взаимодействие с транспортным цехом гражданским, у нас должны быть налажено достаточно тесно, мы постоянно с ними взаимодействуем по различным вопросам, и я считаю, что это положительно влияет на организацию воинских перевозок, на выполнение воинских перевозок.

А. Ермолин ― А вот непосредственно перевозку тоже осуществляет ваше подразделение, или вы все-таки как такая некая диспетчерская служба больше?

Д. Мартыненко ― Да, да, мы организуем перевозку транспортом общего пользования. То есть, в данном случае транспорт, это РЖД, транспорт, это относящийся к воздушным компаниям. Мы на этапе подготовки этих перевозок воинских заключаем контракты с данными гражданскими организациями, и потом совместно организуем их выполнение.

А. Ермолин ― А вообще, вот чаще всего что приходится перевозить, какие типы перевозок вы осуществляете?

Д. Мартыненко ― Да, ну достаточно закрытая уже информация, да.

А. Ермолин ― Ну, давайте с призывников и начнем, да.

Д. Мартыненко ― Если брать…

А. Ермолин ― А потом поставим многоточие, да.

Д. Мартыненко ― Если брать пассажирские перевозки, да? Это перевозки воинских команд. Правильно вы отметили, да? Это отдельный вид перевозок – перевозки призыва, они у нас подразделяются на перевозки команд в составе графиково-пассажирских поездов, а так же мы формируем… Ну мы, это я имею ввиду совместно с железнодорожной администрацией, с администрацией федеральной пассажирской компанией, с филиалами, формируем специальные пассажирские схемы. Ну, с виду это обычный пассажирский состав, отличается только тем, что в его состав, в эту схему включается дополнительно вагон-ресторан, с помощью которого осуществляется питание пути следования призывников, ну и багажный вагон там для хранения продуктов.

А. Ермолин ― Ну, а вот собственно сопровождение, это все уже не ваша задача, да? Я имею в виду вот внутри самого состава, там офицерский состав, сержантский состав.

Д. Мартыненко ― Это, если вот так представить себе воинскую часть, да? И всю организацию в этой воинской части, начиная там от внутреннего наряда, там заканчивая дежурными сменами, дневальными, там старшими по вагону. Старшими, я имею в виду, в части начальники, ну и другие там подразделения охраны, все это сохранено, в том числе и при перевозках в составе вот таких схем, в составе воинских эшелонов.

А. Ермолин ― Как себя ведут призывники в целом?

Д. Мартыненко ― Уже лучше.

А. Ермолин ― Уже лучше, да?

Д. Мартыненко ― Да, да. Те фильмы, которые мы смотрели, да? Там не могу сейчас вспомнить по-моему «Команда №33», там вот был такой фильм, как раз показывали перевозку призывников, в составе отдельной сформированной пассажирской схемы.

А. Ермолин ― Как не надо перевозить показывали, или как?

Д. Мартыненко ― Нет, ну там свои нюансы, чтобы зритель наверное был заинтригован сюжетом, да? Там так сказать с небольшой гиперболой все это было показано. Но в принципе да, если говорить серьезно, достаточно серьезная организация в составе этих схем происходит, отдельный вагон купейный для администрации эшелона назначается, там же есть дежурное подразделение, помощники начальника эшелона по различным видам обеспечения, поэтому все там строго…

А. Ермолин ― Как штаб такой, да?

Д. Мартыненко ― Да, есть отдельный пункт в виде лазарета, то есть там медицинское обеспечение имеется. Так же, как и в воинской части, перед приемом пищи, качество ее проверяется, ну в общем никаких изменений, все как и в обычной воинской части происходит, в составе воинского эшелона. И дисциплина, в том числе. Мало того, скажу, что пути следования, последние наверное лет 5… По пути следования, да? На больших стоянках организуется проверка, проверка администрации, которая назначается там от гарнизонов, военных округов, и… Ну, в общем не забалуешь, одним словом. Не забалуешь, дисциплина достаточно серьезная, по пути следования. И проверка, в том числе.

А. Ермолин ― Мы как-то все больше говорим про железнодорожный транспорт, потому что он более такой привычный. А расскажите вот несколько слов о том, в чем специфика перевозки там военнослужащих, или военных грузов там морских путем, или с помощью авиаперевозок?

Д. Мартыненко ― Действительно есть свои особенности, самый быстрый транспорт понятно, это воздушный. В основном, он используется для перевозки контингента военнослужащих, при необходимости переброски в кратчайшие сроки на большие расстояния. Ну в том числе и могут перевозиться отдельные виды техники воздушными судами, но это уже относится к военно-транспортной авиации.

А. Ермолин ― Ну да, я как раз только что хотел сказать, (неразборчиво) как бы свои аэродромы, и все. А вы располагаетесь в гражданских аэропортах, я так понимаю?

Д. Мартыненко ― Да, да, наше представительство расположено в гражданских аэропортах, но вот в части, касающейся военно-транспортной авиации, на уровне центра, то есть в нашем департаменте, да? В нашем управлении, мы занимаемся планированием. Планированием перевозок военно-транспортной авиации. И делим так сказать, вот эту пальму первенства с национальным центром управления обороны, где происходит так же организация этого вида перевозок.

А. Ермолин ― А морским способом, или речным способом, это уже в каких случаях? Или это такие, скорее исключения из правил?

Д. Мартыненко ― Ну, используется морской и речной транспорт в современных условиях, это при организации перевозок северного… Северный (неразборчиво) так называемый, это…

А. Ермолин ― В сторону Дудинки, туда, в те…

Д. Мартыненко ― И в сторону Дудинки, в том числе, да, по рекам нашим Сибирским. Там естественно не чистые перевозки организуются, а в смешанном железнодорожно-водном сообщении, или водно-железнодорожном сообщении, когда мы переваливаем грузы с железной дороги на воду, или наоборот, с речки на железную дорогу. Ну, вот в основном при завозе грузов для жизнеобеспечения подразделений войск, проходящих службу в районах крайнего севера на Дальнем Востоке.

А. Ермолин ― А служба ваша везде одинаково называется, да? То есть, служба…

Д. Мартыненко ― Да, это обобщенное название, служба военных сообщений, да. Если брать структуру, так сказать ствол, да? Это центр, находящийся в Москве, в виде управления военных сообщений, Департамент транспортного обеспечения Минобороны России. Вот на уровне округов, это управление транспортным обеспечением, и в них служба военных сообщений округов, и далее линейные органы военных сообщений, в которые входят управление военных сообщений, комендатуры, представительства. Наше управление комендатуры представительства, как раз таки располагается совместно, с администрациями транспорта. То есть, непосредственно в тех же зданиях, в тех же помещениях, где и проходят… Где осуществляется деятельность гражданской администрации транспорта.

А. Ермолин ― А как вы с ними вот координируетесь? Вот у вас есть какие-то там регламенты, которые позволяют там остановить гражданские, пропустить военных, и как часть вы их задействуете?

Д. Мартыненко ― Ну, как я отмечал ранее, да? Это регулируется законодательством, это жестко, четко прописано, все…

А. Ермолин ― Вы главнее гражданских.

Д. Мартыненко ― Все об этом знают. Нет, ну…

А. Ермолин ― В случае чего, вы главнее, да?

Д. Мартыненко ― Нет, ну да, есть перевозки, которые могут пропускаться вперед, да, воинских. Это касается перевозки пассажирских поездов, это касается перевозки специальных поездов, которые осуществляют свою деятельность, да? Там при перерывах движения, там в других случаях. Вот ну и так далее, да. Ну, и следом уже идут наши воинские эшелоны, воинские транспорта. Тоже есть разграничения, по срочности перевозок. Есть воинский эшелон, чтобы было понимание, это перевозка подразделения воинской части, то есть со своим имуществом, с военной специальной техникой, и личным составом. Поэтому, тоже там в таких организмах у нас следует личный состав, и естественно отношение более серьезное, да? К этим перевозкам. И со стороны, в том числе наших коллег. Ну, если будем говорить о железнодорожном транспорте, то это структурных подразделений железных дорог.

А. Ермолин ― А воинская часть перемещается так в полном составе, да? Там и техника, и все. То есть, не так, что технику отдельно, личный состав отдельно, потом собрались…

Д. Мартыненко ― Ну для этого да, вот есть такое понятие воинский эшелон, где подразделение должно по возможности быть неделимым, перевозиться именно вот таким образом. Чтобы сохранить боеспособность в любой ситуации.

А. Ермолин ― Боюсь опять влезть в какие-нибудь сферы, которые не особо освещаются, а вообще вот обычный какой вот… В один состав какое воинское подразделение или соединение влезает там? Вот полку сколько нужно…

Д. Мартыненко ― Ну, я вам тогда попроще скажу, что в зависимости там от войскового подразделения, да? Ну, в данном случае возьмем мотострелковый батальон, ну где-то порядка до 3 эшелонов.

А. Ермолин ― Батальон, да?

Д. Мартыненко ― Да, батальон 2-3 эшелона. Такой полносоставный, хороший мотострелковый батальон.

А. Ермолин ― И они по сути дела готовы развернуться, да? В случае чего. То есть, они с техникой (неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Да, и в любой ситуации при необходимости оперативно выгрузиться и выдвинуться в район предназначения, они всегда готовы выполнить эту задачу. Естественно, с помощью органов военного сообщения. Потому, что зачастую в таких случаях приходится организовывать выгрузку на местах, не оборудованных для этих целей.

А. Ермолин ― А вот командиры этих подразделений, они так же планируют выдвижение, да? То есть, он дожжен заранее предусмотреть какие-то экстремальные ситуации, я не знаю там где развернуться можно, где можно там…

Д. Мартыненко ― Нет, безусловно, это целая процедура…

А. Ермолин ― (Неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Да, целая процедура перед погрузкой, совместно подразделения и представители наших военных комендатур эти вопросы решают, составляются планы на погрузы таких… Сообщаются… Ну, проводятся (неразборчиво) мест погрузки, подъезды, там другие вопросы, связанные с пересечением там автомобильных дорог различного значения, другие вопросы. Потом рассматриваются такие вещи, как организация охраны обороны в районе погрузки, при продвижении в пути следования, и при выгрузке. В том числе, согласовывается порядок взаимодействия, порядок связи с представителями военных сообщений, пути следования. Ну, и так далее, там целый сложный процесс, да? Который позволяет вот именно сохранить боеспособность подразделений, их пути следования.

А. Ермолин ― Вот с тех пор, как началась модернизация вооруженных сил, и собственно примерно в это же время, когда начался переход к новому облику вооруженных сил, появилась наша программа. Это уже скоро наверное 10 лет будет, и вопрос такой, у вас работы прибавилось, вот в связи с учениями. Чаще стали перемещаться большие воинские подразделения? Это я подвожу наверное к вопросу о том, насколько вам хлопотно организовывать вот перевозки войск, когда проводятся там учения «Восток», и так далее. Вообще, насколько это масштабное мероприятие?

Д. Мартыненко ― Да, вы осведомлены, да, в этих вопросах. Назвав «Восток», вы имеете в виду мероприятие этого года?

А. Ермолин ― Ну, в этом году планируется. Если мне память не изменяет, где-то в сентябре, да, наверное это будет.

Д. Мартыненко ― Да, и они подходят под общим названием, маневр, да? Маневр «Восток 2018». Ну, не вдаваясь в подробности, да? Хочу сказать, что ну, наверное уже порядка 5-7 лет, как объемы перевозок, особенно связанные с боевой подготовкой войск, вот они… Этому вопросу придается большое значение, особенно связаны эти мероприятия с перевозками. Потому что ну, всем известно, что как говорили большие военноначальники всегда, что война начинается с колес, и заканчивается колесами. То есть, надо сюда привезти в район боевых действий, и потом после успешного завершения операции, привезти обратно (неразборчиво). Поэтому, всегда во всех таких мероприятиях, самое непосредственное участие принимает служба военных сообщений, на всех этапах перевозок, подготовки к этим мероприятиям. Ну и масштабы – да, действительно они возросли. Транспорт тоже подтягивается, и как бы вместе с задачами вооруженных сил, так же вот потребность в наших перевозках пытается… Ну и не то, что пытается, а действительно удовлетворяет в полном объеме.

А. Ермолин ― Вот вы кстати про колеса сказали, мы же не поговорили, что автомобильные перевозки тоже за вами, да?

Д. Мартыненко ― Ну, автомобильные перевозки сторонними организациями, да.

А. Ермолин ― Ну да, я это имею в виду, что… И как вы это делаете, вот у угрожаемый период кто будет джипы у нас отбирать, вы будете отбирать?

Д. Мартыненко ― Нет, немножко не наш метод.

А. Ермолин ― Или это правила уже не… Такой закон уже не существует?

Д. Мартыненко ― Нет, сразу оговорюсь, да, мы выполняем перевозки воинских грузов автомобильным транспортом сторонних организаций, но то, что вот сейчас вы затронули вопрос… Ну, это больше касается…

А. Ермолин ― О личном транспорте, да?

Д. Мартыненко ― Мобилизационных вопросов, да. Мобилизационных – это военкоматы, это вот их направление. Мы в принципе…

А. Ермолин ― Джипы там (неразборчиво).

Д. Мартыненко ― К этому да, от ношение не имеем, и с гражданами конфликтовать по этому поводу не будем.

А. Ермолин ― А с кем взаимодействовать ну проще, что ли? Вот с гражданскими автомобилистами, железнодорожниками, авиаперевозчиками, или там речными перевозчиками? Вот вам технически что…

Д. Мартыненко ― Нет, все зависит вот понимаете, от поставленной задачи. Насколько это нужно срочно сделать, и от этого уже возникает взаимоотношение с перевозчиком, с гражданскими организациями. Естественно, и вот я сказал же уже, да? Что у нас на сегодняшний день, это контрастная система существует по привлечению транспортных организаций, и в этой связи мы уже знаем, да? То есть кто, да? Каким видом транспорта нам повезет тот или иной воинский груз.

А. Ермолин ― Контракт – это значит Минобороны расплачивается, да? За эти перевозки.

Д. Мартыненко ― Да это централизованная оплата обычно в этих вопросах происходит, да? Этот перевозчик при заключении контракта уже понимает, какие у него стоят задачи, какие маршруты, направления, какой объем ему предстоит освоить, выполнить в течение года. Поэтому ну сказать, что где-то там сложнее, где-то проще, ну наверное на любом виде транспорта есть свои особенности. Различные времена года, как я уже сказал. Там в зависимости от поставленных задач, там необходимости срочности выполнения их. Ну, не могу выделить отдельно там какой-то вид транспорта, который на сегодняшний день там находится в аутсайдерах например да? Или в лидерах. Ну, с задачами справляются все. Мы бы тогда наверное и отношение бы не имели с этими товарищами.

А. Ермолин ― Я хочу напомнить нашим слушателям, что наш гость сегодня Дмитрий Владимирович Мартыненко, начальник службы военных сообщений Минобороны РФ, мы сегодня говорим про 150 лет службы военных сообщений, и сейчас мы прервемся совсем на небольшое время.

А. Ермолин ― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш эксперт, наш гость сегодня Дмитрий Владимирович Мартыненко, начальник службы военных сообщений Минобороны РФ, говорим про 150 лет службе венных сообщений, и разбираемся, в чем собственно состоит специфика и особенности этой службы. Дмитрий Владимирович, ну вот все, что вы рассказываете, вот у меня вызывает такую оторопь. В том смысле, что как это можно все спланировать, с учетом того, что вам нужно еще это все синхронизировать с теми перевозками, которые осуществляются гражданскими.

Д. Мартыненко ― Сектором, да. Если немножко углубиться в историю, действительно да, в Советском Союзе это планирование начиналось с годового, когда собирались объемы, представлялись… Наверное доходили до Госплана, там анализировались, и уже в виде заданий там доходили до… В том числе, если это касается выполнения перевозок, до соответствующих видов транспорта, до администрации соответствующих видов транспорта. Ну, сегодня не скажу, что сильно что-то поменялось в нашей системе, единственное мы отказались наверное от такого детального годового планирования, но тем не менее объемы готовые мы понимаем, да? Почему мы, и как я уже говорил, заключаем контракты ну, именно на те объемы, которые необходимо выполнить в течение там текущего года. Поэтому все, что в виде планирования происходит, да? Это достаточно такой отработанный процесс. Естественно бывают срочные перевозки, которые выполняются вне плана так назовем этот вид, тоже успешно справляется справляются наши коллеги из транспортного цеха с этими вопросами. Не вижу здесь вот да, больших таких проблем с общим пониманием, как планирование, да, перевозок. Опять-таки, есть особенности, в зависимости от видов транспорта, морской там, железнодорожный, воздушный. Но основной вид планирования на сегодняшний день, это месячное планирование. То есть, мы собираем заявки к определенному числу, месяца, предшествующего планированию, да? И потом в виде планов, заданий, заявок предъявляем это органам транспорта.

А. Ермолин ― Сам процесс планирования и управления перевозками, вот на какую систему вы опираетесь? На ту же, на которую РЖД, или там другие транспортные системы опираются, или у вас что-то есть такое, свое?

Д. Мартыненко ― Злободневный вопрос, это как нам автоматизировать процессы перевозок, да? Ну, начало 2000-х годов, так я вот например обозначу этот период, да? Когда начали задумываться об этом, когда начали создавать какие-то программы обеспечивающие, или там облегчающие процесс планирования перевозок. На сегодняшний день, естественно мы используем ту автоматизацию, которая существует на видах транспорта, это и на воздушных перевозках, да? Используются соответствующие программы, которые мы можем использовать. Но больше всего, конечно мы пользуемся этими продуктами программными, да? У наших коллег-железнодорожников. У них этот вопрос организован на хорошем уровне, есть достаточно много различных программ, которые обеспечивают выполнение там, контроль за процессом перевозок. Просто информационные тоже ресурсы, которые нам необходимы для выполнения перевозок. Они нам предоставляются нашими транспортными органами гражданскими, но при этом существуют и наши собственные разработки. На сегодняшний день, так называемая программа планирования (неразборчиво) серьезный программный продукт, который мы в центре уже освоили, полностью применяем его при планировании и контроле за выполнением перевозок, и сейчас развиваем вот то направление на уровне округов, и надеюсь в ближайшем будущем дойдем и до наших линейных органов военного сообщения. И тогда уже весь этот процесс будет полностью от центра до комендатуры автоматизирован.

А. Ермолин ― Дмитрий Владимирович, а как вы готовите кадры? Есть ли какие-то высшие военно-учебные заведения, или у вас какая-то своя такая, немножко собственная система доподготовки?

Д. Мартыненко ― Есть у нас так называемый наш альма-матер, военный институт железнодорожных войск, и военных сообщений. Недавно отметил столетие.

А. Ермолин ― Где он находится?

Д. Мартыненко ― В Санкт-Петербурге. Тоже я выпускник… Тогда это заведение называлось Ленинградское военное училище железнодорожных войск, и военных сообщений. Ну, сегодня это военный институт железнодорожных войск и военных сообщений, и в нем да, куются наши кадры. Отдельный факультет…

А. Ермолин ― Это два разных, да, направления? Железнодорожные войска, и военные сообщения.

Д. Мартыненко ― Специфика, да, железнодорожных воск – это строительство. Строительство железных дорог, специальных, там подъездных путей. Ну, в общем работа в интересах наших войск, да? Ну, основное, это строительство. Мы же эксплуатируем, мы же являемся так сказать инженерами, эксплуатирующими эти пути сообщения. Поэтому, у нас двойная специальность, с одной стороны мы являемся специалистами в организации воинских перевозок, да? А с другой это инженер по организации движения.

А. Ермолин ― Мне почему-то не хватает знаете, какого звена? А кто собственно за штурвалом самих тепловозов находится, да? То есть, это только гражданские люди, или там какая-то система?

Д. Мартыненко ― Да, это прерогатива…

А. Ермолин ― То есть, своего подвижного состава, свих локомотивов особо нет. Ну, за исключением тех, которые строят, да? То есть, такого нет, где-то есть какие-то части, которые вот просто перевозят, и где люди в погонах являются машинистами, проводниками. Во время войны все были (неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Нет, ну вот наверное не открою секрет, да, что действительно и в вооруженных силах свой подвижной состав как локомотивы, так различного рода вагоны, да? Они имеются. Про очень проблемное хозяйство, за которое нужно следить, содержать его, ремонтировать. Органы военного сообщения в данном вопросе тесно взаимодействуют с собственниками подвижного состава, владельцами железнодорожных подъездных путей, и железнодорожными организациями. Ну, вообще технические вопросы, а это по службе военных сообщений не только вопросы эксплуатации, да? Железнодорожных подъездных путей, и подвижного состава, но и контроль за военно-технической подготовкой транспорта России в целом. Вот для его использования, в интересах вооруженных сил можете представить себе, какой это пласт работы, и мы за него отвечаем.

А. Ермолин ― А чему учат вот в институте? Большой конкурс обычно?

Д. Мартыненко ― Ну, я вам скажу так, когда я поступал, было 13 человек на место.

А. Ермолин ― Ого!

Д. Мартыненко ― Это был 85-й год. Да, 13 человек на место, и при…

А. Ермолин ― Ну, это огромнейший, огромнейший…

Д. Мартыненко ― Да, при сдаче, по-моему, там у нас было 4 предмета, которые надо сдать. Я набрал 19 баллов, да? То есть три пятерки, одна четверка, и при этом мог не поступить.

А. Ермолин ― А сейчас что-то поменялось, с точки зрения конкурса?

Д. Мартыненко ― Ну, наборы не такие сейчас большие, как раньше были. В целом вооруженные силы на сегодняшний день, это более мобильные, более компактные, да? Поэтому востребованость не такая, как была в Советском Союзе. Но тем не менее, конкурс существует. Ну, какой здесь, наверное в цифрах сейчас не скажу, но она и сегодня, эта специальность востребована в вооруженных силах.

А. Ермолин ― А гражданская специальность, это инженер железнодорожного транспорта?

Д. Мартыненко ― Если касается железных дорог, это инженер железнодорожного транспорта.

А. Ермолин ― Ну, то есть всегда можно трудоустроиться если что, да?

Д. Мартыненко ― Ну да, действительно, да. Наши (неразборчиво) после окончания службы по различным причинам, продолжают работу в органах транспорта, в том числе на железнодорожном, таких примеров много.

А. Ермолин ― А котируется ваше образование на свободных рынках труда? Есть какой-то плюс от того, что человек не просто инженер, а он еще и военный человек?

Д. Мартыненко ― Не открою секрет, один из наших военнослужащих, (неразборчиво) офицеров службы военных сообщений, на сегодняшний день занимает должность помощника президента РФ, Ивитин Игорь Евгеньевич.

А. Ермолин ― Хорошая карьера.

Д. Мартыненко ― И выпускник, да, нашего учебного заведения, и проходил службу в органах военного сообщения. Вот можете судить востребованность нашей специальности на транспорте.

А. Ермолин ― А давно (неразборчиво) училище, которое заканчивали? (Неразборчиво) ваша судьба тоже складывалась?

Д. Мартыненко ― Ну, обычно…

А. Ермолин ― Как (неразборчиво) начальник службы военных сообщений Минобороны?

Д. Мартыненко ― Ну я думаю, что у каждого своя судьба. Не считаю какой-то оригинальной свою. Закончил учебное заведение, служил на различных должностях, тогда еще в северокавказском округе, потом академия, продолжил службу уже в должности военного коменданта на железнодорожном участке станции Ершов, Приволжской железной дороги. Тогда он назывался Приволжский, Уральский военный округ. Затем перевод в Москву, ну и ряд должностей здесь в Москве, уже в центре.

А. Ермолин ― Вот с вашей точки зрения, вот в связи с переходом к новому облику, серьезно ваша служба изменилась? Или как-то вас Бог миловал.

Д. Мартыненко ― Да, как наверное и все вооруженные силы, всё находится в динамике, вооруженные силы становятся более компактными, в этой связи требуется больше мобильность, поэтому нашей службе в данном случае приходится так же реагировать на эти изменения. Если мы раньше использовали принцип территориальный, да? Когда практически во всех крупных узлах наше учреждение присутствует то сегодня, ну стратегия так называемая поменялась, и мы используем более такой же вот мобильный принцип, это приближение к войскам. То есть там, где находятся войска, и сочетая пути сообщения, да? Вот в этой связке, да? мы так сказать, логистически распределяем наши органы военных сообщений, по территории РФ, по сети путей сообщения. На сегодняшний день, ну я считаю, достаточно эффективно наши структуры расположены по сети транспорта, и с задачами справляемся в полном объеме.

А. Ермолин ― А где интереснее с профессиональной точки зрения, и с точки зрения ну, такого хорошего карьерного военного роста? И где престижнее служить, вот такой вопрос. И совпадает ли это хоть где-нибудь?

Д. Мартыненко ― Да, ну вот хочется сразу сказать, сейчас служить везде тяжело. Везде тяжело, требуется в первую очередь профессионализм, понимание той работы, коммуникабельность. Потому, что в отличие от военнослужащего, который проходит службу в там подразделениях войсковых, нам приходится находить общий язык с гражданскими людьми, с транспортниками. При этом надо понимать войска, знать их. Ну, вот все эти вопросы, да? Они откладывают свой отпечаток на так сказать структуре военных сообщений, на той личности, да? Которая в этом организме, да? Должна найти отправную точку, да? Которая позволит профессионально выполнять свои обязанности.

А. Ермолин ― Ну помните, вот все равно, вот когда мы с вами выпускались… Ну, я в 85-м выпустился.

Д. Мартыненко ― А я поступил в 85-м.

А. Ермолин ― Вы поступили в 85-м. Вот…

Д. Мартыненко ― Один период, да.

А. Ермолин ― Тогда советовали там типа начинать, ну я пограничный заканчивал, с Дальнего Востока там, вот для того, чтобы потом поближе там, куда-то там к Европе переместиться, да? И многие как-то… А сейчас чего, сейчас лейтенант может купить квартиру в любой точке страны на ипотеку, вот уже там через 2 года контракта. Сейчас играет этот фактор значение?

Д. Мартыненко ― Где проходить службу?

А. Ермолин ― Ну да, да, с точки… Ну все равно это было с точки зрения карьеры, и там личного дела, аттестации. Все-таки человек, который служил там в том же Забайкалье, как бы его не называли там ЗАБВО (забудь вернуться обратно), да? Но все равно это такая печать качества была наверное.

Д. Мартыненко ― Трудно сказать, вот где лучше, где хуже. Вот вспоминая свои лейтенантские годы, не скажу, что пришлось послужить на дальних рубежах нашей страны, именно послужить. Потому, что в принципе, проходя там стажировку, практику, да? Я бывал и в Сибири там, на Дальнем Востоке приходилось проходить определенные моменты, да? Но сегодня я считаю, вот государство, вооруженные силы, руководство Минобороны, наверное в этой части повернулось лицом к людям, к военнослужащим, и хоть это отдаленный гарнизон, хоть это центр, здесь и европейская часть. Ну, с моей точки зрения не испытывает военнослужащий каких-то бытовых проблем. Действительно, вот сегодня наверное можно, да? Можно полностью отдаться службе, любимому делу которое выбрал, и не беспокоиться о том, там где надо закупить продукты какие-то там, как-то обеспечить семью, ну и так далее, так далее. Не вижу здесь вот каких-то особенностей, где престижнее, там по месту там Москва, не знаю, Питер там, другие города Европейской части, или это Дальний Восток. Кстати, недавно вот побывал и в Чите, в других городах, во Владивостоке, в Хабаровске. Ну, самые приятные впечатления остались, я в Чите был первый раз.

А. Ермолин ― (Неразборчиво) в Абакане побывать в бригаде железнодорожной. Там москвичи удивятся, да? Какие там дворцы построены.

Д. Мартыненко ― Так точно, так точно, да.

А. Ермолин ― С местом разобрались, а вот довольны вы качеством человеческого капитала? Вот те люди, которые к вам приходят, они достаточным обладают потенциалом, здоровьем, интеллектом, образованием?

Д. Мартыненко ― Люди разные, наверное как и везде. Ну, вооруженные силы. Наша служба наверное не исключение. (Неразборчиво) как-то через фильтр пропускает, начиная с поступления в училище там, и продолжая продвигаться по служебной лестнице там, по службе. Оно, ну, те структуры, которые предназначены для обеспечения военнослужащего, да? Они все выполняют свои задачи, свои функции, опять-таки повторюсь, военнослужащему приходится только… Или достаточно только заниматься своим любимым делом, а то что касается профессионализма? Ну, всегда хочется, чтобы были более профессиональные люди, коллеги, которые рядом с тобой находятся. Ну я, находясь в коллективе управления военных сообщений, взаимодействия с подразделениями окружного звена, ну хочу сказать, что люди находятся на своем месте.

А. Ермолин ― А вообще у вас служба в основном из офицеров состоит?

Д. Мартыненко ― Да, особенность нашей службы да, вот вы подметили правильно, у нас нету так называемого личного состава. Нету солдат, у нас только офицерские кадры, ну и на сегодняшний день гражданский персонал.

А. Ермолин ― Я почему-то вспомнил пословицу, нас взводный учил. Он говорит: лучше иметь три сейфа (неразборчиво) секретной литературой, чем одного отличника болевой политической подготовки. А вот какая есть… Тут опять может быть к кухне возвращаемся, мы так достаточно подробно обо всем поговорили. Но тем не менее, вот северные условия, северный завоз, вот какая-то есть специфика вот в организации работы ваших офицеров?

Д. Мартыненко ― Ну, северный завоз, да? Это можно сказать, один из приоритетных пунктов, в которые осуществляется завоз интересов вооруженных сил. Таких пунктов у нас в стране насчитывается более 120.

А. Ермолин ― Северных?

Д. Мартыненко ― Северных, да.

А. Ермолин ― Ничего себе!

Д. Мартыненко ― (Неразборчиво) северных пунктов, да. При этом около 90% погрузо-разгрузочных операций выполняется в рейдовых условиях, если мы говорим о морском транспорте, у необорудованного побережья. Это так называемые пункты (неразборчиво) завоза, радиотехнические, радиолокационные посты и станции, маяки, и отдельные воинские части. Именно маяки, так называют эти пункты.

А. Ермолин ― Маяки?

Д. Мартыненко ― Да, маяки, да.

А. Ермолин ― Это от слова маяк? Маяки, или маяки? Или такая это… Или как компасы…

Д. Мартыненко ― Морская терминология, абсолютно верно, да, да.

А. Ермолин ― Маяки, интересно.

Д. Мартыненко ― Да. Ну, при организации северного завоза многократно возрастает цена ошибки, а ограниченные сроки навигации не позволят их исправить. Поэтому, здесь сконцентрированность всех сил, всех средств, а если не доставить, или доставить не в полном объеме топливо, продовольствие, другие материальные средства, да? Необходимые для жизнеобеспечения гарнизонов, то возникнет реальная угроза заморозить людей, оставить их голодными, ну и так далее. Так де необходимо отметить, что таких случаев в нашей работе не допускалось ни разу.

А. Ермолин ― Это замечательно. А вот скажите…

Д. Мартыненко ― В дальнейшем (неразборчиво) тоже не допустим.

А. Ермолин ― Если говорить о военнослужащих, как об обычных пассажирах, вот ну собственно, раньше была какая-то проблема связанная с нормативно-правовой базой, когда вот контрактники, призывники переезжали, сейчас эти вопросы урегулированы?

Д. Мартыненко ― Да, вы правильно заметили, что это самый больной вопрос, да? Перевозка, или организация, так назовем до перевозки военнослужащих, членов семей, пенсионеров, ветеранов военной службы. Да, в этом году вышел новый приказ министра обороны РФ, №815. Он установил порядок в случае особенности оформления, выдачи, использования воинских перевозочных документов. Вот к вам тоже хочу обратиться, если вы служили, наверное вы сталкивались с такими документами, да? Вам их выдавали, и потом в обмен на них вдаются билеты на проездные билеты, по которым можно следовать…

А. Ермолин ― (Неразборчиво).

Д. Мартыненко ― Да. В поездах там, ну и так далее.

А. Ермолин ― Уже отвык за 23 года, но помню.

Д. Мартыненко ― В соответствии с действующим законодательством, когда мы говорим о Федеральном Законе, о статусе военнослужащих, право на проезд, на безвозмездной основе к месту использования основного отпуска и обратно, предоставляется только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах. Проходящих службу в районах крайнего севера, и приравненных к ним местностям. В других местностях, с неблагоприятными климатическими условиями. Вот это тот перечень, да, который на сегодняшний день остался, и военнослужащие, члены их семей, проходящие военную службу в этих отдаленных гарнизонах, да? Используют право безвозмездного проезда к месту проведения отпуска, и обратно. Это вот такая особенность, так сказать регламентирующая действия нормативных документов. В частности этого приказа 815.

А. Ермолин ― Дмитрий Владимирович, ну наш эфир подошел к концу, но я думаю будет не правильно отпустить вас из нашей студии, если вы не обратитесь к своим сослуживцам, все-таки 18 июня у вас отмечается профессиональный праздник, поэтому вам слово.

Д. Мартыненко ― Да спасибо, спасибо, да. В заключении правильно говорить надо отметить, что служба военных сообщений встречает свой юбилей, сохраняя преемственность, бережно охраняя и соблюдая наши (неразборчиво) традиции, используя, приумножая уникальный опыт службы. Ну, самым главным я считаю богатством, на протяжении всей истории службы военных сообщений, были, есть, и скорее всего будут люди, несущие службу в различных подразделениях наших органов военных сообщений. Гордость службы военных сообщений, конечно же, это наши ветераны. Которые отдали все свои силы, знания, умения служения отечеству. Сегодня мы им адресуем слова благодарности за службу, за преданность своему делу, ну а так же продолжения славных традиций службы военных сообщений. Опыт, мастерство, передаваемый из поколения в поколение, позволяет службе военных сообщений обеспечить воинские перевозки от Камчатки до Калининграда, держать днем и ночью руку на пульсе транспортных артерий страны. В связи со 150-летием службы военных сообщений вооруженных сил, разрешите от всей души поздравить ветеранов службы, весь личный состав службы военных сообщений, наши семьи с этой знаменательной датой, и пожелать всем доброго здоровья, счастья, и дальнейших успехов в нелегком, но благородном труде.

А. Ермолин ― Мы присоединяемся. Спасибо, приходите к нам еще.

Д. Мартыненко ― Спасибо вам, всего доброго.

Транспорт и Служба военных сообщений – передний край обороны страны

Служба ВОСО сегодня должна выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог

Владимир ТКАЧЕНКО

Служба военных сообщений (ВОСО) России была создана 6 июня 1868 г. приказом Военного министра по указанию Государя Императора от 14 мая 1868 г. при Генеральном штабе (ГШ) из генералов и офицеров ГШ. Такая система организации и подчиненности службы ВОСО существовала в России до октябрьских событий 1917 г.

С расформированием ставки Верховного главнокомандования и образованием Высшего Военного Совета Республики (ВВСР) ему 5 марта 1918 г. было передано Управление военных сообщений, существовавшее при ставке. Этот день считается днем образования органов военных сообщений Красной Армии. В мае 1918 г. Управление ВОСО было образовано и при вновь созданном Всероссийском Генеральном штабе. Позже эти органы управления были объединены в единое Центральное управление военных сообщений (ЦУП ВОСО) при ВВСР.

Приказом ВВСР от 7 октября 1918 г. №49 было установлено, что ЦУП ВОСО является высшим органом военных сообщений.

Управление ВОСО в начале Великой Отечественной войны (ВОВ) находилось в составе ГШ. Возглавлял управление бывший начальник кафедры ВОСО академии ГШ генерал-лейтенант Н.И. Трубецкой.

Известный советский военачальник Маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, оценивая значение всех видов транспорта для достижения победы в войне, подчеркивал, что только умелое сочетание использования всех видов транспорта может дать армии ту подвижность, которая необходима для достижения победы, а государству ту стойкость, которая нужна в современной войне. Он указывал также, что в современных условиях органы военных сообщений, особенно центральные, не могут быть простым исполнителем приказов командования, они должны непосредственно участвовать в работе самого командования, его штаба, быть в курсе намерений командования, чтобы прийти на помощь в маневре средствами транспорта.

В начальный период ВОВ благодаря высокой мобилизационной подготовке железнодорожного транспорта и оперативности службы ВОСО в летне-осенний период 1941 г. для развертывания и сосредоточения Вооруженных Сил из внутренних военных округов были доставлены главным образом железнодорожным транспортом 291 стрелковая дивизия, 94 стрелковые бригады и свыше 2 млн. человек маршевых пополнений. В ноябре-декабре 1941 г. было скрытно перевезено с Урала, Сибири и из Средней Азии четыре резервные армии, свыше 30 отдельных стрелковых бригад. Это позволило остановить фашистскую армию под Москвой, перейти в контрнаступление, в целом избежать трагического развития событий.

Одновременно с перевозками войск и материальных средств на фронт шел большой встречный поток эвакуационных перевозок из западных и юго-западных районов страны. В первые месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил около 1,5 млн. вагонов или 30 тыс. поездов.

При маневренном характере действий войск в Великой Отечественной войне часто выполнялись перевозки не только соединений, но и армейских и даже фронтовых объединений. После разгрома немецких войск под Сталинградом из района Сталинграда было отправлено 894 эшелона на Воронежско-Курское направление.

В ходе подготовки военных действий против Японии в 1945 г. на Дальний Восток на расстояние около 11 тыс. км выполнялись перевозки трех общевойсковых и одной танковой армий, механизированного и артиллерийских корпусов, а также много других частей и соединений общим количеством около 1700 эшелонов.

Понимая особую роль службы ВОСО в ходе ВОВ, кардинальные решения по службе ВОСО принимал лично Верховный главнокомандующий Вооруженных Сил СССР И.В. Сталин.

Пытаясь, по его мнению, приблизить управление воинскими перевозками, он назначил своего заместителя – начальника тыла Красной Армии генерала армии А.В. Хрулева народным комиссаром путей сообщения и подчинил ему службу ВОСО.

Роль службы ВОСО и железнодорожного транспорта в ВОВ были настолько высокими, а иногда даже решающими (как, например, в битве под Москвой), что И.В. Сталин лично выслушивал доклады о ходе важнейших перевозок начальника Управления военных сообщений Красной Армии генерал-лейтенанта И.В. Ковалева.

Рассматривая роль и значение транспорта и Службы военных сообщений для обороны страны, нельзя не остановиться на той ситуации, которая сопутствовала службе ВОСО в вопросах подчиненности.

Чехарда с подчиненностью службы ВОСО всегда отрицательно сказывалась на ее работе. Очень точно о роли службы ВОСО и ее месте в Вооруженных Силах написано в книге генерала армии С.М. Штеменко «Генеральный штаб в годы войны»: «…Органы военных сообщений часто переподчинялись то одному, то другому начальнику, но от Генерального штаба никак уйти не могли. В начале войны управление ВОСО организационно входило в состав Генштаба. Потом некоторое время оно было самостоятельным, и его начальник являлся наркомом путей сообщения. Затем это управление переподчинили начальнику тыла, который стал по совместительству и наркомом путей сообщения. А в конце войны ВОСО опять вернулась в Генштаб. Опыт подтвердил одну непреложную истину: кому бы органы военных сообщений ни подчинялись, в отрыве от Генштаба они работать не могут. Поскольку в военное время оперативные перевозки идут непрерывно, и от них в немалой степени зависит судьба операций, Генштаб должен планировать и контролировать их ежедневно, а в иных случаях и ежечасно, давать ВОСО конкретные указания, неослабно следя за исполнением».

Во время Великой Отечественной войны и после нее авторитет ВОСО был очень высок. Службу возглавляли генерал-полковники, заместитель и начальники двух управлений имели чины генерал-лейтенантов и генерал-майоров, что позволяло им при решении любых проблем находить взаимопонимание с руководителями МО, транспортных министерств и Госпланом СССР.

Один из самых талантливых начальников Службы военных сообщений генерал-полковник В.И. Дмитриев возглавлял ее с 1944 по 1962 г.

В период холодной войны с учетом появления ракетно-ядерного оружия в СССР был разработан и реализован план повышения живучести железнодорожного транспорта: построены обходы крупных железнодорожных узлов, подходы к наведению наплавных железнодорожных мостов через крупные реки, подготовлены временные перегрузочные районы (ВПР). ВОСО постоянно контролировала наличие и состояние железнодорожных платформ, паровозов для дублирования электротяги, наличие и состояние восстановительных материалов, к которым относятся рельсы, шпалы, пролетные строения железнодорожных мостов.

Служба ВОСО стала инициатором и организатором работ по строительству стратегически важной Байкало-Амурской магистрали, которая, кстати, до сих пор не имеет второго пути.

В современной России, после проведения приватизации на видах транспорта и реформирования железнодорожного транспорта, роль службы ВОСО еще более востребована, особенно в деле планирования и контроля мобилизационной подготовки транспорта в интересах обороноспособности страны.

Еще в 2001 г. тогдашний начальник Генерального штаба генерал армии Анатолий Квашнин, выступая на парламентских слушаниях, посвященных реформе железнодорожного транспорта, заявлял, что предлагаемая в тот момент реформа железнодорожной отрасли России вызывает опасения относительно сохранения военного потенциала страны. Имеющийся опыт приватизации на водном и авиационном транспорте привел, по мнению начальника Генштаба, к сугубо отрицательным последствиям – новых объектов не появилось, часть старых пришла в негодность. В результате водный и авиатранспорт не готовы к выполнению мобилизационных функций. Поэтому основная нагрузка ложится на железные дороги, которые и в мирное время выполняют до 95% военных перевозок.

В последние годы серьезно обострилась международная обстановка. В США уже не первый год разрабатывается концепция «Мгновенного глобального удара», в соответствии с которой ВС США должны получить возможность высокоточного и глобального неядерного поражения критически важных объектов в любой точке Земного шара.

Опыт военных конфликтов современности, например, агрессии НАТО против Югославии в 1999 г., показывает, что в первую очередь разрушаются пункты управления и коммуникации.

Руководство РЖД заинтересовано в основном в получении высоких прибылей.

Поэтому, как и в Советском Союзе, служба ВОСО сегодня должна на основе моделирования возможного массированного удара по железным дорогам выработать конкретные предложения по повышению живучести железнодорожного транспорта и восстановлению железных дорог.

Основная сеть железных дорог России (50%), в том числе и железнодорожные направления, выводящие на ТВД, электрифицированы и вследствие этого очень уязвимы. Дублирование электротяги – одна из важнейших и дорогостоящих проблем, которая требует решения в интересах надежной обороноспособности России. Следует смоделировать организацию движения автономными видами тяги на электрифицированных железных дорогах, с учетом возможных обходов по прилегающим железнодорожным участкам, выработать конкретные предложения, мероприятия для дублирования электротяги.

На основе детального анализа подготовить проект постановления правительства на проведение работ, требующих капитальных вложений, и добиваться его выполнения.

В настоящее время центральный аппарат Службы военных сообщений преобразован в Департамент транспортного обеспечения МО РФ. Личный состав ВОСО неоднократно сокращался в интересах других служб тыла – в общей сложности был урезан на 76%. В результате сегодня численность ВОСО в 18 раз меньше численности Транспортного командования МО США (TRANSCOM). TRANSCOM возглавляет четырехзвездный генерал, а семь генералов и адмиралов возглавляют управления. Командующий TRANSCOM имеет право решать вопросы с президентом США, входит полноправным членом в Объединенный комитет начальников штабов, численность TRANSCOM – 547 военнослужащих.

А у нас сегодня управление ВОСО возглавляет полковник, из-за малочисленности и низкой категории оно потеряло свой былой престиж и авторитет, что не позволяет влиять на мобилизационную подготовку транспорта, в первую очередь – железнодорожного.

При этом Железнодорожные войска сохранили свой уровень. Они на виду: восстанавливали пути на железнодорожных станциях во время событий в Чечне, Абхазии, ремонтируют подъездные пути к складам и базам МО. В настоящее время строят железную дорогу в обход Украины. В СССР Железнодорожные войска были в оперативном подчинении службы ВОСО, так как являются неотъемлемой частью в организации воинских перевозок.

Таким образом, сегодня налицо разрыв между опытом ВОВ, советского послевоенного периода и настоящим временем. Ситуация непростая, но в интересах безопасности страны надо решать вопрос о восстановлении роли и места службы ВОСО в ВС.

Необходимо восстановить статус Службы военных сообщений в ранге Центрального управления военных сообщений и увеличить численность линейных органов ВОСО. Это прерогатива министра обороны и Верховного главнокомандующего ВС РФ.

Необходимо подготовить новый состав службы ВОСО с высоким статусом, чтобы можно было влиять на выполнение работ по повышению живучести и мобилизационной подготовки железнодорожного транспорта, в первую очередь – для работы в условиях внезапного массированного удара.

Очевидно, было бы полезно объ-единить в одном органе ВОСО и Железнодорожные войска. Так это было перед Великой Отечественной войной, когда выполнялся огромный объем работ по увеличению пропускной способности железных дорог на территориях вновь присоединенных областей.

Служба военных сообщений – это оперативная служба. В руках Генерального штаба ВС РФ это один из важнейших инструментов управления войсками. Имея на видах транспорта сеть линейных органов, Служба военных сообщений способна в считанные часы решать срочные задачи по отправке крупных соединений войск по оперативному предназначению. В процессе перевозки Генеральный штаб ВС РФ через линейные органы Службы военных сообщений имеет постоянную возможность управлять войсками, менять направления перевозок, места выгрузки и сосредоточения войск, а с учетом огромной территории России это приобретает решающее значение для обеспечения надежной обороны страны.

Железнодорожный транспорт и развитая сеть автомобильных дорог играют огромную роль в экономическом развитии стран и ее обороноспособности.

Экономическое, географическое и геополитическое положение России таково, что железные дороги являются основным видом транспорта, обеспечивающим функционирование экономики и в целом жизнедеятельность страны и ее обороноспособности.

Дуайт Эйзенхауэр, став президентом США, решил сразу две проблемы: мотивируя угрозой со стороны СССР, довел протяженность автомобильных дорог до 5 млн. км, а железнодорожный транспорт оставил на автономном виде тяге (тепловозной). Это позволило США резко поднять экономическое развитие страны и ее военный потенциал.

По данным на 2012 г., протяженность автодорог в США – 6586000 км, железных дорог – 226000 км. В России на 2014 г. протяженность автодорог составляла 1396000 км (с твердым покрытием – 984000 км), железных дорог – 85500 км.

Для создания новой мощной экономической базы и повышения обороноспособности страны планировалось еще до 1990 г. уложить второй путь на Байкало-Амурской магистрали с организацией движения на тепловозной тяге, а также построить вдоль БАМа современную автомагистраль. Эти планы не реализованы до сих пор.

В интересах экономического развития России, ее жизнедеятельности и повышения надежной обороноспособности целесообразно составить конкретный план увеличения дорожной сети и выполнять его как самую приоритетную программу страны.

18 июня 2018 года празднуют 150 летие со дня основания службы военных сообщений Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно утвержденному президентом документу, от 21 мая 2017 года №222, и был установлен праздник – День службы военных сообщений. В нынешнее время эта структура принимает важные решения о боевой готовности ВС в мирное и военное время, а также предоставляет транспортные переходы войск и флота с осуществлением контроля за готовностью железнодорожных, водных и воздушных путей.

Служба военных сообщений – важное связующее звено военного ведомства с органами транспорта. История создания данной структуры берет свое начало еще со времен Петра 1, который утвердил «Устав воинский». В одной из глав этого документа фиксировалась должность обозного и обязанности квартирмейстеров. Последние занимались сбором информации о противнике, ротацией военных, ведением карт и составлением отчётности.

В 1851 году разработали схему по перевозке войск с помощью железной дороги, практикуя перемещение военных с Петербурга в Москву. В соответствии с распоряжением императора Александра 2 был подписан приказ Военного министра от 18 июня 1868 года о схеме передвижения войск железнодорожными и водными путями. Стало быть, именно в то время и был создан прообраз современной структуры службы военных сообщений.

Осенью 1915 года Николай 2 подписал «Положение о Главном Управлении военных сообщений», а в январе 1917 года документ был изменен на «Положение об управлении путями сообщения на театре военных действий». Далее была революция, коммунизм, структура менялась, однако офицеры передавали свой опыт из поколения в поколение, и благодаря этому, на сегодняшний день, существует служба сообщений ВС РФ с установленными правилами и традициями.

Ритуалы и традиции службы военных сообщений Вооруженных Сил России

Воинские ритуалы, сложившиеся за многие годы, определяют форму поведения военных на любых церемониях. Самой древней традицией является отдание чести. Впервые такой жест был зафиксирован еще у рыцарей, он дошел до наших дней, конечно же немного видоизменившись.

Приведение к присяге также относится к числу ритуалов, после принятия которой, человек поступивший в ряды, и называется военным. К важным традициям военных также относят:

  • вручение боевого знамени;
  • распределение новичков по подразделениям;
  • порядок вручения воентехники;
  • проводы тех, кто уходит в отставку;
  • участие в парадах;
  • военная музыка;
  • военный этикет.

Соблюдение всех правил и традиций является важным условием службы в армии, поэтому прибывшим в ряды, уделяют много внимания, донося всю необходимую и важную информацию.

Читайте сегодня